Женщина-огонь
– Дарья, в театре вы всего год. И вдруг – «Большая опера». Получается, сцены белорусского Большого вам все же недостаточно?– Любой артист хочет развиваться, двигаться вперед, и это абсолютно нормально. Я смотрела все сезоны проекта. И, конечно, хотела однажды там оказаться. Собралась с духом и отправила заявку. Чуть позже на сайте телеканала появилась информация, что оргкомитет получил их более 300. В итоге выбрали 18 человек, которых пригласили на очное прослушивание на Шаболовку, меня в том числе.
– Что вы пели?
– Выбрала «Хабанеру» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. На прослушивании был один забавный момент. Дирижер взмахнул палочкой, но в какое-то мгновение оставил оркестр, повернулся в мою сторону, начал смотреть на меня и внимательно слушать. И тогда режиссер Дмитрий Бертман, который был в жюри, остановил меня и сказал: «Вот перед вами Хозе, соблазните его своим пением». Я, конечно, морально к такому не была готова, ставила задачу просто выйти и хорошо спеть. Поэтому немного растерялась, но вида не подала, начала процесс «соблазнения». В таких заданиях, кстати, и заключается основное отличие прослушиваний в телевизионных конкурсах и вокальных: никогда не знаешь, чего ожидать. В «Большой опере» нас слушали дирижер Марко Боэми, режиссеры Дмитрий Бертман и Георгий Исаакян, а также концертмейстер Медея Ясониди. И у каждого из них свое видение того, насколько певец артистичен, убедителен ли он в интерпретации арии, как он себя преподносит, что умеет. Универсального приема, как покорить всех членов жюри сразу, нет. С одной стороны, мне не хотелось переборщить с этим соблазнением, чтобы Кармен в моей интерпретации не превратилась в падшую даму. С другой – если дать мало огня, то какая же это Кармен? Страстных женщин играть крайне непросто.
– А в жизни вы страстная?
– Иногда – очень! Но весь свой характер показываю только дома. Близкие знают, как со мной бывает нелегко...
– Ради чего вы пошли на проект? Что это: желание прославиться, испытать себя, «засветиться» в эфире российского ТВ?
– Если говорить о любых конкурсах (а «Большая опера» – это в первую очередь соревнование, конкурс), это редкая возможность услышать новые голоса, открыть незнакомые имена. Все-таки в театре у нас свой постоянный круг общения. А на конкурсе всегда новые люди, ты волей-неволей сопоставляешь их и свои возможности, оцениваешь себя со стороны. На конкурсах проявляется спортивный интерес. Чем выше уровень конкурсантов, тем больше ты подтягиваешь себя под их показатели. Безусловно, есть и чисто практический интерес. Нередко в жюри сидят импресарио, директора и художественные руководители театров, а значит, есть шанс получить ангажемент или как минимум завести полезные знакомства. Что касается «Большой оперы» – это крупный медийный проект, он способствует популяризации артиста, расширяет масштаб его узнаваемости. Конечно, хочется победить, у меня ведь тоже есть мечты и амбиции.
– О зависти и конкуренции в театральном мире ходят легенды. В телешоу все это можно смело умножать на два?
– Пока сложно что-то сказать. Но со многими из тех, кто вошел в финальную десятку, я знакома. С Ириной Мулярчик, также представляющей в «Большой опере» нашу страну, – по музыкальному колледжу им. М. Глинки. Кого-то помню по другим конкурсам. С Константином Федотовым, например, вместе учились в Центре оперного пения Галины Вишневской. А представитель Казахстана Динмухамед Кошкинбаев признался, что слышал меня в прошлом году в «Евгении Онегине», когда я ездила на фестиваль «Шелковый путь» в Астану и пела на сцене театра «Астана Опера». Как будет складываться наше общение на проекте, увидим.
Минск VS Москва
– Ольга в «Евгении Онегине» – ваша первая партия на сцене Большого театра Беларуси?– Первая и пока что самая любимая. Конечно, при Московской консерватории была оперная студия, но это совершенно другое. Концертные исполнения спектаклей проходили в Большом зале консерватории, там нет оркестровой ямы, музыканты сидят прямо на сцене, другие акустические условия… А спектакль в театре – это декорации, хор, огромная сцена со множеством возможностей... Сразу скажу: хоть я и волновалась, но ничего не забыла и не перепутала, все прошло просто отлично. И сейчас мне кажется, что я даже успела кайфануть на сцене. Хотя тогда так не сказала бы.
Кончаковна в опере «Князь Игорь»…
– Почему после окончания Московской консерватории вы не остались в России?
– Потому что не поступило предложений. В то время с трудоустройством сложности были у всех, не только у вчерашних студентов. Во-первых, из-за пандемии в Россию вернулись артисты с мировым именем, все те, кто пел в ведущих оперных театрах за рубежом. У них уже были имя и репертуар, понятно, что новичкам рассчитывать в этом случае особенно не на что… Во-вторых, желающих закрепиться в Москве слишком много, в театры не пробиться. Я подала документы в Центр оперного пения Галины Вишневской, прошла отбор на бесплатное отделение. В сентябре поступила, а в октябре узнала о прослушивании в солисты Большого театра Беларуси. Позвонила мой педагог из колледжа им. Глинки Ольга Александровна Косарева: «Даша, тебе обязательно нужно попробовать». Я спрашиваю: «Ну как же я буду совмещать? У меня учеба в Москве…» На что Ольга Александровна мудро заявила: «Ты сначала попробуй, пройди, а вопросы будешь решать по мере их поступления». Я так и сделала. Рассудила, что опыт прослушиваний мне в любом случае полезен. Приехала в Минск, спела, и меня пригласили в труппу! Причем в тот набор из всех желающих взяли только меня. Стала думать, как совместить работу с учебой. Поняла, что это невозможно, забрала документы. Так 1 марта 2022 года я стала солисткой белорусского Большого театра.
– Посмотрела ради интереса, сколько партий в вашем репертуаре, насчитала девять. Неплохо для одного года, как думаете?
– Вполне. В театре, в отличие от консерватории, весь репетиционный и постановочный процесс происходит на повышенных скоростях. В консерватории ты долго репетируешь. А здесь нужно быстро соображать, быстро учить, быстро делать и быстро выходить. После Ольги в «Евгении Онегине» я пела Сверчка в «Пиноккио» Глории Бруни. И, кстати, поняла тогда, что работать в детских спектаклях гораздо сложнее, чем в операх для взрослых. Самое главное – удержать внимание маленьких зрителей. Детей ведь не обманешь. Если расслабишься, они отвлекутся и вернуть их интерес будет чрезвычайно сложно. Но мне нравится работа на сопротивление.
– О какой роли сейчас мечтаете?
– Кармен. Эта партия подходит моему голосу, хотелось бы довести ее до ума и исполнять в нашем театре, почему нет? Еще очень хочу спеть Любашу из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова. Я готовила эту партию к госэкзаменам в консерватории, часто пою на прослушиваниях. Но сейчас я в спектаклях тоже задействована – играю Дуняшу, подругу главной героини Марфы.
Возможности опередили желание
– Знаю, что изначально вы хотели работать на эстраде. А как сложился роман с оперой?– Когда пришло время выбирать профессию, я металась: танцы, эстрада, вокал. Тогда мама сказала: «Получи хорошее музыкальное образование, а потом пой, что хочешь и где хочешь». Мама окончила институт культуры по специальности «хоровое дирижирование», а я пошла в Минский музыкальный колледж им. М. Глинки, где педагог Ольга Косарева привила мне любовь к классике. У меня не просто стало получаться. Я сама начала получать удовольствие от исполнения оперных арий. Когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, в академию музыки на бюджетное отделение я не прошла… Пела в хоре в музыкальном театре, отрабатывала распределение после колледжа. На следующий год Ольга Александровна сказала: «Если ты не попробуешь поступить в консерваторию в Москву или Петербург, я с тобой больше заниматься не буду». Я подумала: «Ладно, съезжу, чтобы ее успокоить». Выбрала Москву, потому что там живут родственники. В первом туре на 15 бюджетных мест претендовало 286 человек. И я прошла! Начала экстренно готовиться к другим экзаменам. Пришлось вспомнить, как писать изложение. Ну и русская литература, конечно. За неделю пересмотрела все экранизации русской классики, вспомнила сюжетные линии, составила планы-подсказки из 4–5 пунктов, чтобы в голове отложились основные моменты. В общем, было весело и, к счастью, мои усилия даром не прошли.
…и Флора в «Травиате»
– Один год по распределению вы отработали, а второй?
– Тоже. Весь первый год обучения в консерватории раз в полтора месяца я приезжала на неделю в Минск на спектакли. Возможности компенсировать государству учебу на бюджете у меня не было.
– Вас признали «Открытием года» по версии жюри авторитетной Международной музыкальной премии BraVo. Интересно, что в прошлом году эту же премию получила другая белоруска, ваша коллега по театру Марта Данусевич.
– Да, но у Марты другая номинация. Для меня новость была неожиданной, я даже подумала сначала, что кто-то пошутил. Но заведующая труппой оперы Большого театра народная артистка Беларуси Анастасия Москвина все подтвердила. Я была в шоке, даже перезвонила: «А это точно?» Поверила, кажется, только тогда, когда в Москве состоялась церемония награждения. Я спела на Исторической сцене Большого театра. Это мечта любого артиста.
– Если не в белорусском Большом, где вас еще можно встретить?
– В спортзале! Стараюсь поддерживать себя в форме. Недавно начала успокаивать себя мелкой моторикой: делаю украшения из бисера, радую друзей и родных.
КСТАТИ
В новом театральном сезоне шанс увидеть Дарью Горожанко на сцене белорусского Большого будет высок как никогда. Проверяйте составы исполнителей и ищите в афишах «Пиковую даму», «Травиату», «Евгения Онегина», «Царскую невесту», «Князя Игоря», «Пиноккио» и «Волшебную флейту».
Даже при плотном графике выступлений певица находит время для спортаВ новом театральном сезоне шанс увидеть Дарью Горожанко на сцене белорусского Большого будет высок как никогда. Проверяйте составы исполнителей и ищите в афишах «Пиковую даму», «Травиату», «Евгения Онегина», «Царскую невесту», «Князя Игоря», «Пиноккио» и «Волшебную флейту».
leonovich@sb.by
Фото из личного архива Дарьи Горожанко