Картина «Спалох» Гавриила Ващенко посвящена родному Полесью.
Именно подарки — один из главных источников пополнения музейных коллекций: свои работы приносят в дар художники и скульпторы, ими радуют музеи щедрые меценаты и люди, сделавшие сенсационные находки на собственных чердаках. Так в Национальный художественный музей попали работы Эрнста Неизвестного, Марка Шагала, Пауля Клее, Витольда Бялыницкого-Бирули, Михаила Шемякина, Бориса Заборова, графика-архитектора Иосифа Лангбарда, Наполеона Орды, Петра Сергиевича, Виталия Цвирко, Леонида Щемелева и многих белорусских художников.
— Будучи благодарными гражданам, различным организациям, дипломатам, реставраторам, которые передали в наши фонды множество прекрасных предметов искусства, мы решили к 80-летию музея показать часть этих даров, — рассказала куратор выставки Надежда Усова. — Например, Николай Кузьмич передал более 80 своих драгоценных брошей, были художники, которые дарили свыше 300 произведений сразу — в основном речь идет о графике.
Из множества даров искусствоведы отобрали около 170 наиболее ярких экспонатов, относящихся к разным периодам белорусского и зарубежного искусства, — именно они станут ядром будущей выставки. Вместе с Надеждой Усовой мы прошлись по залам первого яруса, где сейчас трудятся экспозиционеры.
Увидеть Париж и вернуться на родину
Благодаря щедрым дарителям в Национальном художественном музее появились работы художников Парижской школы — Пинхуса Кременя, Мишеля Кикоина, Марка Шагала…
— Это приобретения последних пяти лет, — говорит Надежда Усова. — Сейчас благодаря безвозмездным дарам в нашем музее представлены произведения художников — уроженцев Беларуси, которые жили и работали в Париже. Самое главное — у нас наконец появился собственный Шагал!
Черно-белая гравюра, изображающая путь Христа на Голгофу, относится к поздним произведениям великого авангардиста. И хотя речь идет о тиражной графике, ценность произведения многократно увеличивает автограф художника. Кстати, в качестве дара в свое время в музей попала и цветная литография знаменитого немецкого художника Пауля Клее — также из ограниченного тиража с подписью автора. Есть и еще одна небольшая, но ценная коллекция — три литографии Наполеона Орды с видами Несвижа, Гродно и Мирского замка.
Из театральных закромов
Полотно «Звонарь» Петра Сергиевича, белорусского и литовского живописца советского периода, было подарено музею Купаловским театром.
— «Звонарь» хранился в кулуарах театра имени Янки Купалы, — рассказывает Надежда Усова. — Мы его отреставрировали и, можно сказать, впервые показываем после долгих лет — поскольку эту работу Сергиевича в Купаловском театре видели единицы, она не была выставлена на всеобщее обозрение.
За последние 20 лет в фонды НХМ в виде подарков попало 4.972 экспоната.Чудесные малыши
Скульптор Андрей Осташов порадовал музейщиков, вручив целую серию работ под названием «Наши дети». Небольшие изящные фигуры из бронзы, выполненные в неповторимой и узнаваемой манере, не оставляют равнодушными никого.
Андрей Осташов подарил музею целую серию бронзовых скульптур.
Осташов сегодня — один из наиболее востребованных скульпторов Беларуси, хорошо известный за рубежом: его покупают, его выставки проводит Русский музей. Неудивительно, поскольку работы действительно очаровывают. Кроме того, в НХМ можно будет увидеть работы Павла Войницкого, Виталия Чернобрисова и других белорусских мастеров.
Журавли на Полесье летят
Масштабное полотно Гавриила Ващенко «Спалох» датировано 1996 годом. Одна из типичных для художника работ — журавли, взлетающие в закатное небо, — посвящена его родному Полесью. Будучи родом из полесской глубинки, Ващенко всю жизнь обращался к теме родины, природы своего любимого края — недаром за картину «Мое Полесье» в 1975 году художник получил золотую медаль ВДНХ СССР.
Икону белорусско-пинской школы передал в НХМ экс-президент Украины Леонид Кучма.
Вечные лики
Знаковый дар сделал Национальному художественному музею экс-президент Украины Леонид Кучма: изображение одного из апостолов относится к белорусско-пинской школе и датировано 1908 годом. Икона написана на доске, покрытой декоративной резьбой, так называемой белорусской резью. В музей она попала в неэкспонабельном виде и была приведена в порядок реставраторами НХМ.
Коллекция иконописи пополнялась за счет поступлений от частных дарителей — ценнейшие вещи, как оказалось, люди находят у себя на чердаках и не жалея передают в музейный фонд. Также несколько редких экземпляров, в том числе необычайно красочное изображение святого Иоанна Богослова, преподнесла музею Белорусская таможня, регулярно спасающая культурные ценности от незаконного вывоза за границу.
ovsepyan@sb.by