Сельмаги давно не те, что могли остаться в нашей памяти из детства. Открытая выкладка, хороший ассортимент. Кота в мешке не купишь, ведь состав, сроки годности в свободном доступе. В этом убедилась, заглянув в торговые точки в Ушачском и Глубокском районах.
На своем месте
Магазин «Придорожный» в Слободе Ушачского района называется так не случайно: расположен рядом с оживленной трассой. В него так и хочется заглянуть и узнать, что предлагают в сельской местности для народа. Выбор, кстати, достойный.Иван Приходько живет в соседней Глыбочке, в «Придорожный» заскочил по пути на рыбалку:
— Захватил пару килограммов манки. Я начинающий рыбак, осваиваю тонкости клева. Этот магазин — место тоже клевое. Ассортимент хороший, обслуживание вежливое, а черепашьего мяса нам, крестьянам, не надо.
Бакалея, молочка, колбасы, сосиски и сардельки, мороженое и многое другое — в торговой точке все свежее, а выкладка радует глаз. Продавца Марину Ефремченко сельчане уважают. «Позитивная, культурная, всегда посоветует, что лучше купить», — не жалеет добрых слов для нее пенсионерка из Слободы Галина Полякова. И отмечает:
— Цены здесь, наверное, как везде. Судите сами: куриная колбаса высшего сорта от Глубокского мясокомбината чуть больше 6 рублей, 250 граммов верхнедвинского сыра (в упаковке) — от 4,74 до 5,29. Есть моющие и чистящие средства, предметы гигиены, хозяйственные товары.
Марина Ефремченко с покупателями в Слободе не расстается вот уже 25 лет. Шутит, что в этом году серебряный юбилей:
— Живу в Ушачах, а сюда добираюсь рейсовым автобусом или на своей машине. Место работы и не думала менять. Честно, давно прикипела душой к Слободе и ее жителям. Знаю, что заказать, чтобы им угодить. Летом, к примеру, особо востребованы прохладительные напитки, причем здешних производителей: вкусные лимонады, минералка «Вечелье»… Ну и, конечно, хлебобулочные изделия идут на ура в любую пору года. Ароматный мягкий хлебушек от Ушачского филиала Витебского облпотребобщества подвозят почти каждое утро, на прилавках не залеживается.
На своем месте, несомненно, и Светлана Гридюшко, продавец частного магазина «Ивушка» в деревне Плиса Глубокского района. На весь населенный пункт два магазина, рассказывает Светлана Георгиевна:
Продавец Светлана Гридюшко.
— Наш, в котором тружусь 16-й год, и от потребкооперации, а еще товарами первой необходимости торгуют на почте. Чувствуем ли конкуренцию? Я бы сказала, работаем в тесной связке, чтобы сельчанам всего хватало. Рядом популярный санаторий, так что заглядывают и отдыхающие. Россияне, к примеру, просят подвезти больше нашей белорусской косметики. Ни одну просьбу не оставляем без внимания. Только мороженого в ларе около десяти видов: на лето к местным приезжают внуки — как оставить ребятишек без любимого лакомства?
Изучаем «фруктовые» ценники: бананы — 3,55; арбуз — 2,80; дыня — больше 4,60 рубля за килограмм... Богатый выбор приправ (в сезон закаток очень даже важно), хватает сладостей, кофе и чая, спиртного...
— Магазин супер! — поднимает вверх большой палец Никита Лось, молодой работник МЧС. — Забегаю в «Ивушку», считай, каждый день. Ассортимент отличный, особенно для деревни. Обслуживание тоже на высшем уровне. Нравится, что много всякой мелочевки, тех же канцелярских товаров, за которыми в райцентр не наездишься.
Заметив мой интерес, местная пенсионерка Зоя Арапова рекомендует:
— Купите здесь копченую скумбрию по 18,90. Просто пальчики оближешь! Нигде такой не найдете.
Доедут до каждого
Витебское областное потребительское общество представлено семью укрупненными филиалами. Каждый обслуживает сразу несколько районов: по сути, взяли на себя функцию когда-то действовавших здесь райпо. Первый зампредседателя правления облпотребобщества Андрей Халейко озвучивает:— В области свыше 400 наших сельских стационарных магазинов, 113 автомагазинов. Учитываем веяния времени: объекты торговли в деревне, агрогородке должны быть удобными, комфортными, чтобы сельчане видели, что у них ничуть не хуже, чем в городе. В 2022-м пополнили парк девятью автомагазинами, планируем закупить еще восемь. В среднем без особых проблем служат десять лет, поэтому ставим задачу своевременно обновлять технику.
Не обходим тему конкуренции, которую потребкооперации составляют частники. К примеру, сетевики могут себе позволить продавать товары несколько ниже. Здесь простая математика, рассуждает Андрей Халейко:
— Чем больше объемы закупки у производителей, тем ниже может быть конечная стоимость товара. Обратная сторона медали — маршруты тех же частных автолавок. Как правило, они заезжают только в крупные и близлежащие населенные пункты. То есть туда, где доход гарантирован. Наши автомагазины доедут до каждого — социальная составляющая была и остается отличительной чертой потребкооперации.
В подтверждение слов — цифры. В Витебской области автомагазины потребкооперации обслуживают почти 3600 сельских населенных пунктов, причем около 1800 из них численностью до десяти человек. Добираются и туда, где живут один-два человека, — не оставлять же их без продуктов? За день преодолевают от 100 до 200 километров.
Стандартный маршрут ведет в среднем через 15 населенных пунктов. И везде автомагазин очень ждут, резюмирует Андрей Сергеевич:
— Экзотических требований сельские покупатели не выдвигают. Если просят завести, например, что-то особенное из продуктов, строительных материалов, то, конечно, идем навстречу. Для многих деревенских, особенно золотого возраста, продавцы, водители автолавок словно родственники. Видя, что клиент пожилой, не может донести сумку до дома, стараются помочь. Человеческое отношение прежде всего.
naumova@sb.by