Пока нельзя сказать, что сейчас над Могилевщиной — идеальная воздушная среда. Однако, по данным природоохранных органов, ведущих постоянный ее мониторинг, положение улучшилось более чем в шесть раз. Конечно, это улучшение в некоторой степени связано с сокращением вредных производств. Но такие химические гиганты, как комбинаты “Белшина”, “Химволокно”, остались и наращивают промышленные объемы. предприятия стройиндустрии, ТЭЦ — тоже из разряда “вредных”. Многие уже давно вышли на уровень 1990 года. Значит, дело не только в том, что перестали дымить некоторые трубы. Сказалась и четкая государственная политика в области охраны окружающей среды.
Сыграли свою роль и новые подходы к экономическому стимулированию экологически чистых производств. В минувшем году в Могилевской области 19 предприятий-плательщиков экологического налога сэкономили более 279 миллионов рублей за счет того, что позаботились об очистке производственных выбросов или же получили экологические сертификаты соответствия.
— Это свидетельство того, что экономика предприятий значительно окрепла, — считает председатель Могилевского областного комитета природных ресурсов и окружающей среды Николай Титенков. — Они уже имеют возможность выделять собственные средства на внедрение новых технологий очистки. Не остается в стороне и государство. Например, в прошлом году в ходе выполнения мероприятий Национального плана действий по охране окружающей среды Могилевщина использовала из всех источников финансирования более 37 миллиардов рублей.
Серьезным загрязнителем воздушного бассейна, особенно в городах, является автомобильный транспорт. Сейчас его выбросы в атмосферу в два раза превышают всю “большую химию”. И с каждым годом количество автомобилей растет, они “стареют” и с возрастом начинают больше “чихать”. Чтобы уменьшить это экологическое зло, природоохранные органы в 2006 году обследовали 229 транспортных организаций, в результате чего за ненадлежащее исполнение требований охраны атмосферного воздуха 77 должностных лиц понесли административные наказания. Непосредственно на дорогах проверено почти 36 тысяч автомашин — более 18 процентов из них оказались “экологически грязными”. Ежегодно Минприроды совместно с Госавтоинспекцией проводит операцию “Чистый воздух”.
Тем не менее только административными мерами эту “болезнь” не вылечить. С одной стороны, не все водители психологически дозрели до понимания того, что неотрегулированный автомобиль — не только источник поступления дополнительной “гари” в воздух, но и механизм, который быстрее выйдет из строя. С другой стороны, недостаточная развитость автосервиса, особенно общедоступных пунктов диагностики и регулировки двигателей в городах и районных центрах, не позволяет водителям должным образом следить за исправностью всех систем автомобиля. Следовало бы поощрять организацию таких пунктов и на основных автомагистралях, чтобы в любой момент каждый владелец авто мог его продиагностировать.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды найдена неплохая форма поощрения рачительных транспортников — республиканский смотр-конкурс на лучшую автотранспортную организацию. Могилевский автопарк № 4 уже два года подряд в числе его победителей. Если сначала он был лишь третьим, то в минувшем году признан лучшим, добившись наибольшего снижения загрязнения атмосферного воздуха.
Ощутить свежее дыхание, особенно горожанам, не так просто, как утверждает известная реклама. Здесь недостаточно положить в рот подушечку жевательной резинки. Требуется огромная работа и немалые капитальные вложения. Именно эти аспекты и становятся главными в деятельности природоохранных структур Могилевщины.
Чтобы “освежить дыхание”
Еще недавно, если Могилев называли “городом большой химии”, то делали ему определенный комплимент. Потом оказалось, что эта самая “большая химия” помимо экономического выигрыша приносит и огромные издержки, выражающиеся в основном в ухудшении экологической ситуации. Например, 16 лет назад так называемые стационарные источники выбрасывали в атмосферу почти 227 тысяч тонн вредных веществ.