Что стоит за мазохистскими выкрутасами Варшавы

В Польше явно уже не знают, что с нами делать. Но даже в тупике Варшава ищет способ переехать нас своим надувным катком. Всего за какой-то месяц польская верхушка продекларировала серию совершенно противоположных сценариев по границе.

Варшава вроде как сначала предпочитала находиться в полузакрытом состоянии, оставив работающими пару пунктов пропуска для каких-то грузов и незначительных пассажиропотоков. При этом выгодно для себя стеная на всю Европу про тяготы и лишения, связанные с долей транзитного государства из-за неиссякающих потоков миграции, для остановки которых она даже скоропалительно возвела на их пути бесполезный пятиметровый забор и нагнала злющих солдат для их устрашения. Теперь нелегалы это препятствие штурмуют не мелкими, а крупными группами, потому что так удобнее и не так страшно. Короче, сработал третий закон Ньютона из школьной программы, когда любое действие рождает противодействие. Все это указывает только на одно: без Беларуси, от сотрудничества с которой они отказались, уже не обойтись. Но для этого нужно с ней договариваться на равных. А гонор куда девать? А что делать с выработанным веками менторским тоном? Вот и выдумывают, как принудить нас служить им «добровольно»…

Поэтому в мозгу великих и посполитых перебирают, как четки, крупицы разума, чтобы поизящнее соскочить с проблемы.

И вот в ход пошли предложения: может, открыть еще пару пунктов пропуска, чтобы смягчить обстановку среди своего же приграничного населения?

Потом, через пару дней, качели настроения, подталкиваемые недовольством немецких партнеров по поводу польского бездействия на фронте борьбы с миграцией, качнулись к полному закрытию границы. Одновременно все это было сопряжено с угрозами превратить границу в сплошной неприступный и бессмысленно дорогой военный объект. Но что интересно: при этом Польша продолжает развивать логистику, ведущую к веткам белорусского транзита, как, например, в сторону пункта «Кукурыки».

И вот новый всплеск мысли. Польша предлагает Китаю поссориться с Минском, чтобы подружиться с Варшавой. И все это под соусом того, что якобы Минск не хочет безропотно под западными санкциями ловить мигрантов, идущих транзитом в ЕС, и превращаться в миграционный отстойник в ущерб собственным национальным интересам. Поэтому идея, что Пекин должен пригрозить Минску исключить белорусское участие в китайском транзите на Запад, кому-то там показалась оригинальной. 

То есть у них созрел эдакий очередной антибелорусский санкционный пакет: лишить наш бюджет прибыли от транзита китайских товаров. Осталось уговорить Китай выстрелить себе в ногу. Потому что так захотелось Дуде, а точнее, американскому посольству в Польше — раскрутить в Европе новый виток торговой войны против того же Китая, но обвинить в этом Лукашенко. Взамен Польша предлагает себя и клянется в транзитной верности. Но, видимо, торг не удался, потому как буквально через несколько дней Сикорский объявляет о целенаправленном саботаже китайских грузов или фактическом перекрытии грузопотоков, правда, почему-то в интересах усиления борьбы с незаконной миграцией. При этом заявлено, что сам пассажиропоток оставят нетронутым в интересах польского приграничья.

Только вот возникает вопрос: зачем столько внимания объектам, где не появляются мигранты? Зачем эта мазохистская ломка на транзитной логистике? Ведь транзит из Китая в Европу лежит сначала через Беларусь и только потом Польшу. То есть это, по сути, две части одной ветки. Только сначала мы, а потом уже они. И вот Варшава, сидя с Минском, как говорится, на одном суку (причем мы ближе к стволу), решила выпилить нашу часть, забыв, что они и есть ее продолжение. По любой логике в итоге это получается пилить сук, на котором сидишь. Транзит — это же сплошная линия, а штрих-пунктир здесь явно не решение. Если не будет белорусского транзита, то откуда потом взяться польскому? А ведь Польша тоже зарабатывает на нем. И вот тут надо делать вывод, что дело вовсе не в мигрантах и не в Минске, а в самом Китае и его товарах. Может, Варшаве и было бы выгодно, но вот в целом Западу не комильфо от китайских успехов. Это же китайской продукции сейчас пытаются выписывать в Европе и США стоп-листы и применять таможенный произвол по маркет-плейсам, автомобилям, чипам и прочему.

А еще прослеживается соблазн сочетать эту аферу с темой открытия белорусского членства в ШОС, где «Один пояс — один путь» имеет не последнее значение. Надо же помешать или хотя бы посеять обиду, недоверие, натянуть отношения. Хотя бы плюнуть в колодец зарождающегося центра силы.

Но караван идет, несмотря на лай. И Беларусь уже полноправный член Шанхайской организации сотрудничества. Попытка устроить нам цугцванг у Варшавы провалилась. Имитируя транзитные убытки Беларуси, они сами рискуют утонуть в своих недоборах.

Со вступлением Беларуси в ШОС мост между Востоком и Западом стал на один пролет длиннее. А его строят по контуру Великого Шелкового пути, давшего старт многим цивилизациям и культурам, сформировавшего экономику целой эпохи. И его современная форма в исполнении ШОС имеет такой же смысл. Приняв нас, страны-участники открыли дверь в Европу. Теперь это, как уже оценивают в самой организации, — евразийский проект.

Вспоминается, как Александр Лукашенко, Президент Беларуси, говорил, что наше главное природное богатство — это потенциал транзита. Мы — тот самый европейский шлюз, который выводит на один уровень возможности Востока и Запада. Мы — ключ от замков континентальной логистики, и за право обладания им нас постоянно пытаются подмять обманом и даже силой. Ведь ключик действительно золотой.

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter