Что привез «Архангельский обоз»?

Выставка «Ситцевая Россия» может быть выдвинута на союзную премию

Выставка «Ситцевая Россия» может быть выдвинута на союзную премию


В МОСКВЕ открылась выставка к 300–летию со дня рождения Михаила Ломоносова «Архангельский обоз».


Торжества начались с выступления Государственного академического Северного русского народного хора, который исполнил кант на его стихи. Открывая выставку, губернатор Архангельской области Илья Михальчук отметил, что регион представляет те культурные богатства, которыми гордились, гордятся и будут гордиться поморская земля и Россия. Выставка открывает юбилейные торжества, посвященные 300–летию со дня рождения великого сына России, и празднование Года поморской культуры в Архангельской области.


В чем уникальность этой выставки, рассказывает директор Всероссийского музея декоративно–прикладного и народного искусства Маргарита Баржанова:


— Уникальность этой выставки не только в том, что она первой открылась в год трехсотлетия со дня рождения Михаила Ломоносова, чья дата внесена в календарь ЮНЕСКО. Уникальность ее — в экспонатах, которые увидят москвичи и гости столицы.


— Какие именно?


— Лик святителя Николая Чудотворца — икона XVI века; редчайшие книги XVII века из Свято–Троицкого Антониево–Сийского мужского монастыря; предметы того же времени — сундуки–подголовки и сундуки–теремки, гравировки и резьба по «рыбьему зубу» (моржовому клыку) — все это окружало Ломоносова незадолго до его знаменитого путешествия с рыбным обозом в Москву на учебу. И все это смогут увидеть посетители Всероссийского музея декоративно–прикладного и народного искусства на выставке «Архангельский обоз».


— Главная идея выставки?


— Показать, почему Ломоносов родился в Архангельске, а ни в какой другой области. Да потому, что архангельская земля с ее традициями прикладного декоративного искусства могла родить такого уникального человека. Когда мы показывали убранство дома обычного северного крестьянина, то видно, что это жилище зажиточной части людей, которые превосходили по мастерству и умению остальные губернии нашей страны. Развитие ремесел, уровень культуры здесь был выше, чем в остальной России. Ведь здесь простиралась территория свободы, архангелогородцы не знали крепостного права.


— Что еще способствовало развитию культуры?


— Свобода от монголо–татарского ига, обмен опытом с заморскими странами. На этой территории свободы и территории развития искусств и культуры и мог родиться Ломоносов.


— Маргарита Валерьевна, давайте вернемся в наше время. Знаю, вы недавно участвовали в «круглом столе» по проблемам ремесел и народного творчества, организованным Постоянным Комитетом Союзного государства. Какие у вас взаимоотношения с белорусскими музейщиками?


— В отношениях с Беларусью, как с любым дру
гим государством СНГ, я ставлю вопрос о наших взаимоотношениях в рамках музейного дела. К сожалению, музейные связи сегодня практически разрушены.


Они держатся на личностном взаимоотношении. Многие музейные работники — знатоки декоративно–прикладного искусства — работают только в Москве. Часть территорий осталась без специалистов. На сегодняшний день многие музеи СНГ не знают, что хранят, как хранят, многие из них остались без реставраторов. Наш музей готовит сейчас совместную выставку с участием Беларуси, Украины, Армении, Молдовы на тему деревянной культовой скульптуры. Мы находимся в стадии ее формирования. Идет большой реставрационный процесс. Мир должен не только слышать о Союзном государстве, СНГ, но и видеть реальные результаты, связанные с их деятельностью, еще и через музейные выставочные проекты, которые являются весьма популярными и посещаемыми среди населения.


— «Круглый стол» дал старт Союзной премии в области культуры.Будете ли вы выдвигать ваши проекты на соискание Союзной премии?


— Конечно. У нас есть прекрасные выставочные проекты. Я бы хотела, чтобы на соискание престижной премии Союзного государства был выдвинут наш лучший выставочный проект «Ситцевая Россия», главным художником которого является народный художник России Борис Мессерер. Идея выставки — моя. Эта выставка проходила у нас в музее летом, сейчас она во Франции, далее — Испания, Италия, Англия, США. В 2014 году выставка возвращается в Россию, в Сочи, на открытие Олимпиады. Для России ХIХ — ХХ веков национальной тканью стал ситец. Из ситца шили наряды и городские модницы, и крестьянки. В этой выставке мы показали нашу русскую душу с помощью материала, который никогда прежде не показывали. Знаменитый итальянский сценарист Тонино Гуэрра, оказавшийся на выставке в нашем музее, был потрясен старинными ситцевыми тканями с набивными рисунками. Он признался, что вдыхал воздух, наполненный магией тканей, и полагал — мир автомобилей за его спиной окончательно исчез...


Татьяна Жигайлова


МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter