«За эту ложь, за эту клевету, за ненависть и оплевывание всех нас, за воровство и все дела мы расквитаемся с вами!» — так отреагировал на результаты прошедших 15 октября парламентских выборов в Польше функционер Польской крестьянской партии PSL Милош Мотыка. Обращался он к победившей правящей партии «ПиС», однако тема воровства в Речи Посполитой выходит далеко за пределы партийных сфер. По сути, официальная Варшава сделала это явление печальным национальным брендом Польши.
Урожайная пандемия
В конце сентября Верховная контрольная палата Польши представила отчеты по итогам очередных проверок действий польских госорганов в рамках борьбы с пандемией COVID-19, в ходе которых выявили факты нарушения законодательства, злоупотреблений и коррупционных проявлений, в том числе со стороны канцелярии премьер-министра Моравецкого.Контролеры охарактеризовали действия польских властей в период пандемии как «хаос, отсутствие открытых и прозрачных процедур и неэффективное управление государственными средствами». Созданный для преодоления последствий пандемии фонд «превратился в дополнительный бюджет, находящийся в распоряжении премьер-министра, для финансирования произвольно выбранных задач». Выяснилось также, что более 13,1 миллиона закупленных доз вакцин оказались просрочены и утилизированы — почти на миллиард злотых.
Мясо исчезает с прилавков
Пока засевшие на руководящих постах в Варшаве временщики тянут деньги из бюджетов и фондов, граждане все чаще вынуждены воровать в магазинах. И «ассортимент» украденного в последнее время меняется, отмечает крупное польское интернет-издание Interia:«Рост цен привел к увеличению количества краж в польских маркетах, и в этом не было бы ничего удивительного, если бы не тот факт, что предметом интереса магазинных воров становится уже не только косметика или алкоголь, которые всегда были их самым желанным трофеем, но и... мясо. Причем воруют уже не только упакованный продукт, но и не расфасованное мясо прямо с прилавка».
Более того — и смех и грех, — но, как сообщают еэсовские СМИ, польские магазины теряют в месяц до полутора тонн покусанных продуктов.Хозяева магазинов пытаются отвадить злоумышленников, устанавливая в торговых залах системы мониторинга и различные защитные устройства. Как сообщает портал wiadomoscihandlowe.pl, торговые сети все чаще прибегают к использованию так называемых противоугонных этикеток: их приклеивают, например, под этикетками мясного ассорти. По данным Польской торгово-промышленной палаты, проблема воровства наиболее актуальна для мелких предпринимателей, которые не могут позволить себе современных систем безопасности.
Карта преступности в Польше
Летом 2023 года эксперты страхового агентства Unilink обнародовали отчет «Страховой навигатор — Карта преступности в Польше с рейтингом 100 самых опасных регионов». Как заметила председатель Unilink Александра Фридель, растущая криминальная активность представляет все большую угрозу для имущества поляков. Да и ЦСУ Польши говорит о том, что в 2022‑м количество преступлений против собственности возросло на 3 процента, по итогам же нынешнего года рост ожидается куда более серьезный.Согласно отчету, самый высокий уровень преступлений против собственности был в городе Влоцлавеке, расположенном между Варшавой и печально известным Быдгощем, где размещен американский объединенный центр боевой подготовки, штампующий в том числе боевиков-неонацистов для Украины. Во Влоцлавеке таких преступлений фиксируется 373 на 10 тысяч жителей — почти в 22 раза больше, чем в самом спокойном в плане воровства Калишском повете. Среди других максимально криминогенных мест — города Катовице, Легница, Еленя-Гура, Вроцлав, Слупск и Сопот. Портовый Гданьск занял по уровню преступности 10‑е место, Познань — 18‑е, Варшава — 19‑е, Краков — 30‑е.
Криминальный вклад беглых
Достойный вклад в криминальную картину Польши вносят и экстремисты, бежавшие от белорусского правосудия и осевшие в Посполитой. Буквально на днях польская полиция задержала 35‑летнего гражданина Беларуси, который в конце сентября украл семь смартфонов из магазина в городе Воломин близ Варшавы — на сумму более 26 тысяч злотых (около 20 тысяч белорусских рублей). Променявшему белорусскую тюрьму на польскую грозит до 10 лет заключения.В конце сентября полиция задержала двух белорусов, грабивших магазины Бяла-Подляски, а также еще одного беглого, бомжевавшего в Гданьске и избившего до смерти своего конкурента — гданьского бомжа-поляка. Еще двое задержанных беглых грабили автомойки и точки общепита во Вроцлаве, имея пистолет, боеприпасы и электрошокер.В марте полицейские городка Кемпно задержали 49‑летнего белоруса, серийно похищавшего продукты, электроинструменты и товары бытовой химии. Испугавшись возможной депортации на родину, беглый вор записал покаянное видео на сайте местного Radio Sud: «Я извиняюсь перед сообществом жителей Кемпно за кражи, которые я совершил на территории повета… Хочу честно работать и жить здесь». А в конце прошлого года в польском Сопоте полиция изъяла у белорусских экстремистов сушеной конопли, амфетамина, мефедрона и прочей «дури» на 1038 доз наркотиков…
Примечательно, что с июля в Польше в тестовом режиме работает разработанная нашими беглыми интернет-платформа Sobojka, предоставляющая «возможность перевозки посылок родителям» из Польши в Беларусь. Откуда у большей частью нищенствующих беглых появляются вещи для таких посылок, платформа не уточняет.
Witam lata 1990‑е
«Здравствуйте, девяностые!» — грустно иронизирует обозреватель издания INN Poland Конрад Багиньский:— Реалии таковы, что преступность растет, люди чувствуют угрозу. Владельцы магазинов подсчитывают потери, у людей угоняют автомобили или крадут запчасти. Продавцы вынуждены практически на каждого покупателя ныне смотреть как на потенциального вора. Недавно я был в супермаркете. Какой-то человек с пакетами перепрыгнул через перегородку у неработающей кассы. Ему не повезло, он зацепился, пакет порвался, покупки разлетелись по полу. За последние два-три года с Польшей что-то произошло, но непонятно, что именно.
Зато газете Rzeczpospolita все более чем понятно: экономический кризис 2022‑го привел к всплеску магазинных краж в Польше — их число выросло почти на треть. А в первом полугодии польская полиция зарегистрировала на 40 процентов больше краж в магазинах, чем годом ранее.
Издание отмечает, что чаще всего из магазинов крадут парфюмерию, алкоголь, электронику и продукты питания, причем большинство пойманных за воровство съедали продукты прямо в магазинах.
Одной из основных причин проблемы является инфляция, ведущая к стремительному обнищанию поляков: люди стали чаще воровать, так как не могут позволить себе делать покупки на прежнем уровне.