Учитель недоволен вашим ребенком: мол, не отличается усердием и прилежанием, или мешает вести уроки, или задирает одноклассников… Как реагировать на претензии педагога, чтобы вовремя погасить искру зарождающегося конфликта, от которого определенно больше всех пострадает самый уязвимый участник – ребенок? Разбираемся с психологом Надеждой Георгиевой.
1. Выслушайте две правды
Прежде всего
ситуацию следует обсудить с обеими сторонами. Поинтересуйтесь у ребенка, справедливы ли, по его мнению, обвинения, а затем выясните, что происходит с точки зрения учителя.
«Важно, чтобы родитель был готов к сотрудничеству с педагогом, не принимал в штыки, быть может, не самую приятную информацию о своем ребенке», – подчеркивает Надежда Георгиева. С холодной головой выслушайте все, что посчитает нужным сказать учитель. Просто допустите мысль, что человек со специальным образованием и опытом работы с детьми
замечает то, на что вы, возможно, закрываете глаза или чему не придаете должного значения.
2. Общайтесь с учителем уважительно и тактично
Уважайте чувство собственного достоинства учителя – общайтесь с ним из позиции «на равных» («взрослый» со «взрослым»), в противном случае диалог будет невозможен. Никому не нравится, когда его поучают, грубо указывают на промахи, сомневаются в профессионализме. Также помните о том, что
учитель – обычный человек, которого тоже могут захлестнуть гнев, обида, желание использовать свою власть для наказания «неугодных».
«Далеко не каждый учитель обладает железными нервами, мудростью и навыками дзена», – замечает психолог. Поэтому
не предъявляйте завышенных требований и разговаривайте дружелюбно и тактично.
3. Не загоняйте учителя в угол
Даже если вы категорически не согласны с учителем, не поддавайтесь искушению жестко доказать свою безусловную правоту, поставить «этого недомакаренко» на место.
«В конфликтах учителя и ученика в уязвимой позиции всегда оказывается последний. Поэтому родитель должен сделать все возможное, чтобы ребенок не пострадал», – говорит Надежда Георгиева. Устроить разнос или написать жалобу дело нехитрое, но прежде здравомыслящие люди пытаются услышать другого и
мирно договориться.
«Чтобы быть на стороне своего ребенка, вовсе не обязательно вступать в конфронтацию с педагогом», – обращает внимание психолог. Поэтому – общайтесь и ищите общий язык.
ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА
4. Объясните свою точку зрения
Дайте учителю понять, что
признаете его авторитет и готовы к союзничеству, доброжелательно
выслушайте, а затем
поделитесь своим видением ситуации. Возможно, в вашей семье происходит нечто, что негативно отражается на успеваемости или поведении ребенка (развод родителей, тяжелая болезнь дедушки, гибель питомца и др.), или причина в его особенностях.
«Учитель не всегда в силах выяснить подробности про каждого из тридцати своих учеников. Это задача родителя – позаботиться о том, чтобы педагог был в курсе», – уверена Надежда Георгиева. Допустим, ваш ребенок медленно усваивает информацию. Обратите на это внимание учителя: «Вы его, пожалуйста, не гоните. Он – такой и не может быть другим».
5. Попросите у учителя совета
Дав, на ваш взгляд, необходимые и важные пояснения,
попросите педагогического совета, рекомендаций. Поинтересуйтесь мнением учителя, что вы как родитель можете предпринять в сложившихся обстоятельствах. В случае с ребенком, который овладевает новыми знаниями в замедленном темпе, можно предложить: «Может быть, мне помогать ему готовиться к урокам?»
«Среди моих коллег много приверженцев идеи, что ребенок с первого класса должен самостоятельно выполнять домашние задания. Я разделяю ее с оговоркой: если младшеклассник нуждается в помощи – а это случается нередко, – родители не должны оставаться в стороне», – объясняет свою позицию Надежда Георгиева. Учеба – одна из важнейших сфер жизни, поэтому относиться к возникшим проблемам попустительски недопустимо. Особенно важно помогать, если ребенок остро переживает свои неудачи.
6. Предложите компромисс
Будьте готовы к тому, что вы с учителем, возможно, будете очень по-разному оценивать ситуацию. Вместо воодушевленной критики его мнения и энергичного отстаивания своего
предложите компромисс. Например, у ребенка с точными науками нелады. Стоит ли доказывать учителю, влюбленному в свой предмет и свято верящему в его приоритетное значение, что для людей с гуманитарным складом ума математика (или физика) не столь важна? Нет, это пустая затея. Поэтому попробуйте договориться: «К сожалению, мой сын (моя дочь) вряд ли достигнет успехов в вашем предмете. Пусть он (она) сосредоточится на изучении языков и оттачивает мастерство в написании текстов. А по математике (физике) – что уж тут поделаешь – нас устраивает минимальный балл для перехода в следующий класс».
кадр из фильма «Училка» (2015)
7. Извинитесь, если были резки с учителем
«Далеко не всякий учитель без возражений и сопротивления воспримет несогласие со своей точкой зрения, – предупреждает психолог. –
Будьте готовы отстаивать свои убеждения – убедительно и корректно». Но если так случилось, что вы погорячились и наговорили учителю острых слов, а спустя время пожалели, найдите в себе смелость
извиниться. «Я восприняла ситуацию слишком близко к сердцу. У меня было чувство, что на меня и моего ребенка нападают, и я бросилась защищать его и себя. Сожалею о резкости своих слов и тона…» – подобные фразы помогут вернуть общение с учителем в конструктивное русло. Понять, что был не прав, и не предпринять попытку исправить положение – значит усугубить проблему.
«Если у ребенка случилось недопонимание с учителем, родитель должен помочь разобраться в конфликте. Ребенок в силу своего возраста и небогатого жизненного опыта просто не в состоянии справиться в одиночку», – говорит Надежда Георгиева. Поэтому, общаясь с учителем, взвешивайте каждое слово и
думайте о последствиях. А уж если допустили оплошность, не тяните с «работой над ошибками».
8. Не закрывайте глаза на проблемы
Претензии к поведению ребенка многие родители переживают более остро, чем нарекания на неважную учебу. Когда некоторые мамы и папы слышат, что их ребенок бьет одноклассников, портит чужое имущество, использует бранную лексику, огрызается и демонстрирует неуважение к педагогам, они начинают яростно защищать свое чадо, аргументируя тем, что «Такого быть не может!»
«Это психологическая защита. Если взрослые воспринимают информацию о неподобающем поведении своего ребенка как упрек в свой адрес: мол, вы не справляетесь с его воспитанием, вы никчемные родители, то всеми силами опровергают услышанное», – объясняет психолог. Они начинают думать, что учитель просто испытывает к их ребенку антипатию, а одноклассники – злые дети, которые, замечая отношение педагога, при каждом удобном случае клевещут на «ангелочка». Хотя реальность может быть совсем другой. Постарайтесь
разобраться, что происходит на самом деле – только так вы сможете помочь своему ребенку.
9. Опирайтесь на факты и доказательства
Стремитесь
собрать как можно больше информации – выясняйте детали у ребенка, учителя, других родителей. Сохраняйте
контроль над своими эмоциями – обходитесь без угроз и оскорблений, иначе с вами не захотят общаться. А если негодование и злость начинают овладевать вами, умейте сказать себе: «Стоп! Я сейчас злюсь и могу наломать дров». Дышите глубже. Сосредоточьтесь на том, чтобы узнать как можно больше точек зрения и мнений о ситуации. И не торопитесь с выводами – делайте их только после того, как опросите участников и свидетелей.
фото виталия пивоварчика
10. Не дайте себе утонуть в стыде
Если факты о нежелательном поведении ребенка подтвердились и вас накрыл
мучительный стыд, «заземлите» себя мыслью о том, что абсолютно все люди делают ошибки и попадают в неловкие ситуации.
«И обязательно проговорите это ребенку, чтобы он не начал думать о себе как о безнадежно испорченном человеке», – добавляет Надежда Георгиева. В сложившихся обстоятельствах следует проанализировать – самостоятельно или с психологом –
глубинные причины дурного поведения и понять, каков ваш родительский «вклад» и что следует изменить. Может быть, ребенок страдает от недостатка вашего внимания и эмпатии, или проживает какой-то стресс, или нуждается в помощи – вашей, преподавателя, психолога, врача.
11. Обращайтесь к специалистам
Не отмахивайтесь от рекомендаций проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психиатром.
«Для многих родителей невыносима мысль, что их ребенок нуждается в помощи подобных специалистов. Мама и папа слепо надеются, что он «перерастет», и теряют драгоценное время», – сетует психолог. Однако если не принять своевременные меры, проблемы будут усугубляться вплоть до того, что контроль над ситуацией будет утерян.
12. Не порите горячку
Как быть, если вы убедились, что учитель был несправедлив к ребенку – преувеличивал масштабы проблемы, а то и вовсе приписывал несуществующие грехи?
«После того как вы твердо и цивилизованно дали педагогу понять, что не позволите обижать сына или дочь, возьмите паузу. Понаблюдайте, как будет развиваться ситуация в ближайшие недели, месяцы», – рекомендует Надежда Георгиева. Велика вероятность, что претензии исчезнут. Если же придирки продолжатся, обратитесь за помощью к классному руководителю, завучу, директору. В отдельных случаях можно задуматься о переводе ребенка в другой класс или школу.