В деле представительства на школьных родительских собраниях я не новичок: восемь лет назад в эту же школу отвела своего старшего сына. Поэтому отличие нынешнего учебного года от восьми предыдущих сразу бросилось в глаза. — Первоклассников по желанию родителей мы приглашаем на факультатив по английскому, со следующего года ваши дети смогут посещать дополнительные занятия по информатике, — сказала директор школы Людмила Борисенко. — В прежние годы на старшей ступени нашей школы работали физико-математические лицейские классы. С переходом на единый учебный план классов не стало, но факультативные занятия по данным предметам будут вестись с участием университетских преподавателей. Родителей — участников того собрания пока больше, чем дополнительные образовательные возможности, волнуют вопросы выбора форменной одежды, питания и отдыха для их детей. Учителей и руководителей системы образования Минска — проблема организации такой системы факультативных занятий, которая позволит сохранить и продолжить годами нарабатывавшиеся традиции той или иной школы. Об этом на вчерашнем педагогическом форуме в Минске говорил председатель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо. — Опыт прошлого года показал, что в целом такая система заложена, хотя были и потери, — честно признал руководитель городской системы образования. — Мы изучали эту проблему на примере 77 школ и гимназий. Кое-где к концу учебного года сузился спектр предметной направленности факультативов, мало было занятий общекультурного, развивающего содержания, профориентационного и технологического направления. Многие учителя не стремились браться за ведение факультативов. Были случаи, когда часы оставались вакантными, а наполняемость групп была предельно низкой, или они вовсе закрывались в течение года, некоторые занятия не отличались высоким качеством. Причина, на наш взгляд, в резко возрастающих образовательных запросах родителей и учащихся и неготовности педагогов и школ на них ответить. Конечно, в столице любой образовательный запрос будет удовлетворен. Проблема решается через создание ресурсных центров по различным предметам и направлениям. В Минске их уже 23, они успешно выполняют роль базовых площадок для работы с одаренными и мотивированными на получение знаний детьми. На базе столичных ресурсных центров в прошлом году функционировали 130 межшкольных факультативов по наиболее востребованным направлениям. Многие из них вели преподаватели вузов, и эта практика для города не нова: 59 процентов школ реализуют свои образовательные программы на основе договорных отношений с высшими учебными заведениями. В целом ряде школ факультативы ведут студенты — бывшие выпускники, участники и победители международных олимпиад по школьным предметам. — Назрел вопрос о разработке городской образовательной политики в этой области, — считает Владимир Щербо. — Мы отмечаем большую эффективность учебно-тренировочных сборов и профильных смен для одаренных старшеклассников на базе санаторно-оздоровительного комплекса “Бригантина” БГУ. Сеть таких лагерей следует развить, а к ведению факультативов, работе с одаренными учениками, подготовке участников международных олимпиад надо привлекать еще большее количество студентов. Мы планируем расширить возможности их участия при помощи электронной почты, единых телекоммуникационных сетей ресурсных центров и вузов, варианты создания которых уже обсуждаются.
Что будем делать после уроков?
Более 70 процентов старшеклассников хотят изучать отдельные предметы на повышенном уровне. Сможет ли система образования удовлетворить их запросы?
Особенности предстоящего учебного года обсуждались в последние дни на августовских педсоветах и первых в учебном году родительских собраниях. На одном из таких собраний побывала обозреватель “НГ” — в качестве мамы одного из первоклашек средней школы № 203.