Все приличные страны уже давно наелись постиндустриализации. Сектор услуг — прекрасно, но на них не получается построить сильную экономику ни Германии, ни Швеции, ни Франции... И европейцы активно начинают возвращать производство на родину. Но совершенно на другом технологическом уровне. Хотя выпускают десятилетиями и веками знакомые вещи. И белорусская программа индустриализации — не какой–то архаизм, а самая что ни на есть актуальная стратегия развития. Если реализуем 1.740 высокотехнологичных проектов, анонсированных Правительством, с экономикой в стране будет все хорошо. И даже замечательно. Но путь не будет выстлан розами. Еще одна экономически развитая страна в центре Европы никому не нужна. Западные корпорации уже давно смотрят на восток исключительно как на рынок сбыта. Поэтому будут вставлять палки в колеса, «бить на взлете», пускать утки, обзывать отсталыми, гнобить идею промышленного развития через прикормленных экспертов, умные брошюрки, блогеров, зеленых и активистов всех мастей. Таково лицо современной конкуренции: жесткая, бескомпромиссная информационная война. И давление на психику не слишком искушенного в перипетиях современных трендов мировой экономики обывателя. И к этому надо готовиться. Первые «залпы» уже прозвучали.
Однажды, пользуясь случаем, поинтересовался у крупного заморского менеджера компании — производителя бытовой техники: а когда они превратятся в Беларуси из импортеров в производителей? И получил откровенный ответ: никогда. Разве что свет перевернется. Слишком много у них мощностей в других странах. Да, западная компания с уважением к нам относится: как к потребителю. Но в других планах нас не стояло. А если мы что–то сами попытаемся создать, то добрые улыбающиеся дяди превратятся в злобных критиков.
И дело не в мании и теории заговоров или западофобстве. Ребята в Европе и Америке хорошие, когда дело не касается бизнеса. После падения Берлинской стены западный немецкий капитал так «научил правильно жить» восточные провинции, что целые индустрии там исчезли. А нас предприниматели из соседних стран тем более жалеть не будут. И не жалеют. Стоит в стране появиться перспективному и достойному проекту, как происходит всплеск активности разных информационных рейнджеров с четко выраженной прозападной ориентацией.
Самый, пожалуй, яркий момент — наша атомная станция. Сколько разных сомнений, страхов и небылиц вывалили «независимые» эксперты и активисты всех мастей. Старались обывателя до памперса довести. При всем добром уважении к соседям их опасения понимаю: дешевая энергия сразу поднимает акции страны и ее промышленности как минимум на региональном уровне. Кстати, множество проектов по возобновляемым источникам энергии, в которых под разным соусом участвовали иностранные компании, проносились на ура. Случайность?! Или сказывается большой профессионализм импортного капитала в пиар–акциях и создании выгодного для себя информационного фона?!
БелАЭС — наиболее заметный пример, ибо он национального масштаба. А сколько бурь локального масштаба разыгрывалось. И заходили активисты с очень популярного в Европе козыря — экологического. Он не настолько сильный у нас, но тоже имеет свое действие. Ведь всегда найдутся не во всем разобравшиеся несколько десятков или сотен обывателей, которые поверят неистовым активистам на слово и будут митинговать, тешась добросовестным заблуждением. Сколько шума было вокруг строительства современного свинокомплекса под Молодечно, металлургического предприятия в Березе, производства защиты растений в Пуховичах, завода медпрепаратов в Минске... Сейчас несколько блогеров мутят воду в Бресте против аккумуляторного производства, откровенно действуя на нервы и власти, и инвесторам. Все–таки в стране сложилась конструктивная традиция откликаться на мнение граждан. Даже если их немного и они не совсем правы. Да и в целом вольно или специально не совсем понятно, чье мнение выражают. Конечно, за руку с деньгами никто никого не словил. Но вот интересное совпадение: информационные шумы возникают вокруг товарных позиций, которые в огромном количестве импортируются через нашу западную границу. Шпик, лекарства, химикаты для крестьян, пусковые батареи... Если звезды светят, значит, это кому–то нужно.
Другой вопрос, что относиться к этому необходимо как к данности. Да, всегда найдутся недовольные. А если еще их ярость кто–то подогревает... И стоит ли с такими упорными ребятами–одиночками вступать в дискуссию? Считать их гражданами или все–таки пиарщиками–промоутерами? На демократическом Западе эту разницу очень хорошо понимают. И на смутьянов не обращают внимания. А если слишком сильно шумят, без зазрения совести применяют меры. Иногда жесткие и карательные. Когда зеленые в Германии приковали себя к железнодорожным рельсам, то местная полиция без зазрения совести использовала физическую силу. Весьма грубую. И большинство людям в форме аплодировало. Ибо несколько активистов ставили под сомнение серьезные экономические проекты, от которых зависело благосостояние тысяч людей.
Готовы ли мы к информационной борьбе? Морально, организационно, законодательно? Ведь упомянутые эксцессы — первые ласточки. Увы, качественных промышленных проектов в стране реализуется не так уж и много. А когда в ходе индустриализации они пойдут потоком? Конкуренция — процесс жестокий. И в инструментах никто не стесняется. Общественное мнение — очень мощное оружие, и отдавать его в чужие руки нельзя.
Что белорусу хорошо, конкуренту — неприятности
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.