Белорус Петр Конюх — человек необыкновенной судьбы. Одаренный от природы красивым голосом, он сумел получить блестящее образование в Римской академии искусств. А до того участвовал в кровавом сражении с фашистами под Монте–Кассино.
Начало пути
Будущий певец родился 8 марта 1910 года в многодетной крестьянской семье. Первоначальное образование получил в белорусском местечке Турец бывшего Новогрудского уезда (нынче Кореличский район Гродненской области). Потом поступил в Кошелевскую сельскохозяйственную школу, открытую польскими властями, но через некоторое время вынужденно покинул ее, так и не окончив учебу. До призыва в армию жил в Турце, помогал отцу по хозяйству. Здесь пригодились знания, полученные в Кошелеве: то корову вылечит соседу, то кому–то даст полезный совет по хозяйству. А как пойдет в поле с сестрой снопы вязать да запоет, тут все, кто рядом, работу побросают, стоят и слушают.
Наделенный от природы необычайным талантом, Петр Конюх с концертами хора, организованного в Турце, побывал в Новогрудке, Столбцах, других окрестных местностях. Умел не только петь, но и играть на кларнете, мандолине, гитаре. На одном из фотоснимков, хранящихся в Кореличском районном краеведческом музее «Земля и люди», Петр Конюх — среди участников оркестра струнных инструментов в Турце, на другом — вместе с самодеятельными артистами возле руин Новогрудского замка. Принимал участие в белорусских спектаклях, которые молодежь ставила во время праздников. Старые люди, с которыми приходилось встречаться в Турце, и через много лет вспоминали чудесный голос Петра Конюха, звучавший когда–то в храме.
Маэстро Римской академии
Тяжелые материальные условия не позволили способному юноше получить музыкальное образование на родине. Окончив в 1938 году специальные курсы в Вильно, он перед войной работал экспертом по закупке льна в Барановичах. Обстоятельства на долгие годы разлучили его с семьей. В военные годы капрал Петр Конюх в составе 9–го полка артиллерии 2–го Польского корпуса генерала Андерса принял участие в битве с фашистами под Монте–Кассино, получил за участие в ней Памятный Крест, позже удостоился «Звезды Италии».
В Италии Конюх закончил свой боевой путь. Именно здесь круто изменилась его судьба. В Риме голос Петра случайно услышали специалисты, после чего предложили пройти прослушивание, а затем пригласили на учебу в Римскую академию искусств. К счастью, среди командования 2–го корпуса нашлись поклонники таланта певца и дали ему стипендию, чтобы смог учиться. Вскоре Петр Конюх начал заниматься у лучших преподавателей Рима. Надо заметить, поступил он в академию в 35 лет, что довольно поздно для начала сценической карьеры. Большого напряжения сил требовало также изучение итальянского языка. Но талант и настойчивость победили трудности. Результатом стало получение двух дипломов — певца (1951 год) и музыкального критика (1956 год), а также почетного звания «Маэстро академии».
Еще во время учебы Петр Конюх стал участвовать в конкурсах и концертах, затем дебютировал на оперной сцене. Пел в операх «Фауст», «Борис Годунов», «Дон Карлос» и других. В 1954 году отправился в турне по Европе, причем всегда включал в свой репертуар белорусские песни.
За океаном
Осенью 1956–го Конюх переехал в США. В декабре того же года дал концерт в одном из залов «Карнеги–холла». Вот что писала нью–йоркская газета: «К концерту выпустили красивую программку с фотографией певца. Аккомпаниатором пригласили одного из лучших пианистов, работавшего со знаменитым Шаляпиным. В программу вошли не только произведения международного репертуара — Верди, Шуберт, Чайковский, исполнявшиеся на разных языках (итальянском, английском, немецком, русском, польском, украинском), но и номера белорусской музыки, народные песни («Палыночак», «Што й за месяц», «Малойчык» и др.). На белорусском исполнялись и некоторые всемирно известные произведения — «Элегия» Массне, «Ночь» Чайковского. Публика сразу же оценила певца, бурно выражая свое восхищение, а в конце долго не хотела расставаться с ним и требовала новых песен».
В Хоре донских казаков
В 1958 году замечательный бас Петра Конюха услышал руководитель известного Хора донских казаков Сергей Жаров. Он пригласил певца стать солистом этого коллектива, появившегося в США в 30–е годы. На протяжении 27 лет Петр Конюх побывал с хором в Канаде, Японии, Австралии, Англии, Германии, Франции и других странах мира.
Строки из писем на родину:
«Вена. 24–Х–70. Я уже месяц как вернулся в Европу. В настоящее время в Вене, концерты проходят чудесно. Физически чувствую себя очень хорошо».
«6–III–73. Шлю вам всем мой горячий привет из Японии. Я чувствую себя хорошо, концерты проходят с большим успехом, через 2 недели вылетаем в Австралию и Новую Зеландию».
«6–VIII–74. Нью–Йорк. В этом сезоне в концертное турне не поехал. Шесть месяцев пробыл в Европе, работал с певцами по постановке голоса. Теперь в Нью–Йорке, работаю здесь также с певцами».
«8–III–75. Получу пенсию, после чего хочу поменять место жительства, как видно, поеду в США. Ко мне и сегодня пристают, чтобы подписал контракт на концертное турне на будущий 1975 год, но я уже, сестрица, постарел, не хочется переживать, а сцена этого требует. Хочу немного пожить для себя, в покое, без эмоций, переживаний и вечных нервов, но это все решится в 1975 году.
Здоровье мое, слава Богу, очень хорошее, ни на что не могу пожаловаться, чувствую себя так же, как и 30 лет назад, только время изменило внешний вид.
Мне, сестрица, судьба счастья семейной жизни не подарила, поженились мои дети без меня, умерли мои родные без меня, ищу себе оправдания, но все равно тяжесть на сердце лежит. Я также, чем дальше, тем чаще, вспоминаю маму и папу, я им как никто из вас обязан.
До этого времени храню все письма папы и мамы, не раз также слушаю живое письмо, которое записал Бажко (Алесь Бажко — белорусский писатель, некоторое время был заместителем редактора газеты «Голас Радзiмы». — С.К.) на пленку и прислал мне его, где говорят мне мама, Зина, Лева и Галька, слушаю — так невольно слезы катятся.
Но ничего, со всем я примирился и не хочу роптать на мою судьбу, она мне также много в жизни дала и я себя чувствую очень счастливым. Я прожил свою жизнь в таких обстоятельствах и в таких условиях, что в мои молодые годы никогда не мог и подумать о том, что буду певцом и буду петь во всех театрах едва ли не всего мира».
«1–ХII–74. Гамбург. Может, я вернусь в Польшу или на родину».
«21–IV–75. Нью–Йорк. Я также, сестрица, считаюсь пенсионером — 65 стукнуло, старый. В Европе свою студию и квартиру ликвидировал. С 13–II–75 уже нахожусь в Нью–Йорке. Немного работаю с певцами, а больше отдыхаю, хочу еще немного пожить для себя. Профессионально уже не пою...»
И все–таки Конюха снова и снова магически тянуло на сцену.
«5–IV–1977. Нью–Йорк. Турне мы закончили 13 марта 1977 года, а 14 марта уже был в Нью–Йорке. За 6 месяцев дали 176 концертов».
«23–Х–78. Вена. Уже месяц, как концертирую по Европе. Сегодня закончили концерт в Вене. Здоровье мое хорошее. Думаю, что это последний раз, прощаюсь с моими театрами, со сценами и друзьями в Европе, которых уже и мало осталось. Мне также уже годы напоминают, что я заслужил отдых, и думаю, что на этом турне я закончу мою артистическую карьеру».
«24–III–80. Нью–Йорк. За последние 23 года пересекал 40 раз океан и 3 раза облетел вокруг Земли, так что ничего для меня нового не предвидится, да и как–то сейчас люблю вспоминать прошлое (старею)».
«4–ХII–86. Я пару дней назад вернулся из Европы, имел небольшое турне с хором, отпел за два месяца 45 концертов. Концерты прошли очень хорошо, всюду имели колоссальный успех. Импресарио уже готовит на будущий год турне на 4 — 5 месяцев. Очень просит меня принять участие, потому что я им очень нужен...
Последнее турне мне хорошо оплатили, я голосом еще никогда так не зарабатывал, а мне все же 77 лет».
Добавлю, что выступал Петр Конюх практически до 1993 года. Кроме концертной деятельности, давал уроки пения, имел студии в Гамбурге и Нью–Йорке.
«Белорусский Шаляпин»
К сожалению, записи песен всего репертуара Петра Конюха, которые он сделал, предполагая передать в подарок Беларуси, случайно повредили. Сегодня у родственников хранятся пластинки с песнями Хора донских казаков и видеокассеты, посвященные хору. В нашем музее есть звуковое письмо Петра Конюха, адресованное родным певца и заканчивающееся песнями в его исполнении.
Только в 1975 году Петр Конюх встретился с родственниками в Беларуси, и оказалась эта встреча радостной и трогательной. Тогда и окрепла у него мысль, давно не дававшая покоя: вернуться на родину! Но певец так и не решился на окончательный шаг. Последние годы жизни провел в Канаде, куда переехал в 1987 году. Пел в церковном хоре, участвовал в местных музыкальных фестивалях. Умер 14 июля 1994 года в местечке Святой Катерины на 85–м году жизни. Похоронен в США на белорусском кладбище в Ист–Брансвике (штат Нью–Джерси), где еще при жизни успел приобрести участок. Чудесный голос певца навсегда останется в памяти тех, кто его слышал.
Имя Петра Конюха пока мало известно в Беларуси. Несколько лет назад, к 90–летию со дня рождения артиста, в нашем музее появилась выставка под названием «Белорусский Шаляпин», которая знакомит с жизнью и творчеством певца, экскурсанты могут услышать и записи некоторых песен в его исполнении.
Светлана КОШУР, старший научный сотрудник Кореличского районного музея «Земля и люди».
Чистый голос
Белорус Петр Конюх — человек необыкновенной судьбы...