Этот школьный предмет вспоминаю с удовольствием. Несмотря на его расплывчатые цели и узкую художественную направленность, возился над листом ватмана с удовольствием. Это было творчество! Это было черчение! Почему было? Да потому, что несколько лет назад из перечня школьных предметов решением Министерства образования черчение было исключено.
В последние годы в общем образовании наблюдается жесткое разделение на гуманитарное и техническое направления. И гуманитариям, видимо, черчение явно не к месту. По мнению, например, инженеров, это действительно сложный курс, несмотря на то что в неделю на его изучение в школе отводился лишь час. Но какой! Далеко не каждому ученику неспециализированных классов этот предмет был доступен в объеме прежней школьной программы. Потому черчение сначала изучалось в 6 — 7–х классах, потом в 7 — 8–х. Юным романтикам предстояло чертить машины, шестеренки, а дальше сложную архитектуру — план дома, города... Математики говорят, что в черчении несколько иные подходы к способам построения фигур, чем в геометрии. Впрочем, как заверила Татьяна Дисько, преподававшая этот предмет несколько лет назад в 7–й столичной гимназии, черчение формировало у учеников пространственное мышление. Оценка ставилась и за оформление чертежа, учитывались размер шрифта, типы линий и их толщина. Это важно для инженерных профессий!
— Если бы курсанты изучали графику по вузовскому учебнику, имея первоначальные навыки, они бы могли добиться большего, — считает доцент кафедры механики Военной академии Андрей Посудевский. — Но беда в том, что мы черчению учим с нуля! Ведь, оказывается, не каждый даже знает, что есть буквы прописные и строчные. И что писать их нужно с определенным нажимом под углом 75 градусов, и расстояние между ними оговорено стандартом ГОСТа!
Инженерная графика, несмотря на простоту названия, — достаточно сложный предмет. Он включает в себя два раздела: начертательную геометрию и техническое черчение. И тем, кто в школе не пробовал рисовать те же коробки в разрезе, не научился азам черчения, аккуратности, ныне изучать его ох как трудно. Неудивительно, что во многих курсантских группах средний балл по черчению ниже, чем по математике и физике.
— Я изучал черчение всего две школьные четверти, для общего развития, — говорит курсант Военной академии Алексей Фролов. — Учитывая, что инженерные специальности стали престижными, многим молодым людям этих знаний будет, конечно, не хватать.
К слову, в БНТУ автомобилисты на военно–техническом факультете изучают инженерную графику 210 часов, инженеры — 230 часов. Такая же система в БАТУ, БГУИР. Еще более серьезный подход к изучению черчения положен в основу учебных программ кафедр вузов с архитектурно–художественным уклоном.
Однако главный инспектор управления общего и среднего образования Министерства образования Василий Ананько заверил, что в учебные планы школ предмет «Черчение» в том виде, в каком он был 10 лет назад, возвращен не будет. Его отдельные разделы и темы включены в программу трудового обучения. Некоторые условно совмещены с допризывной подготовкой и изучаются в рамках учебного плана для военно–патриотических классов. При этом любая школа по желанию учащихся может организовать изучение черчения как курса в часы школьного расписания с выставлением отметки за обучение в аттестат. То есть школьник сам должен проявить инициативу! Но кто может знать заранее, что ему пригодится в будущем черчение?
Четыре чертенка чертили чертеж...
В последние годы в общем образовании наблюдается жесткое разделение на гуманитарное и техническое направления...