Белорусские болота поистине уникальны. Кроме того, что ими «дышит» целый Европейский континент, они еще являются резерватами для редких видов растений и животных. Среди трясин и поросших мхом купин скрываются от посторонних глаз многие наши «краснокнижники». Но есть у болот еще одна ценность: здесь растет клюква, важный пищевой и лекарственный ресурс. Именно в целях сохранения природных мест произрастания ценной ягоды постановлением Совета Министров БССР от 16 августа 1979 года были созданы государственные заказники-клюквенники республиканского значения. С тех пор существенно поменялись структура особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и предъявляемые к ним требования, вследствие чего назрела необходимость инвентаризации этих объектов. Как же изменились заказники-клюквенники за 27 лет своего существования?
Прежде всего согласно распоряжению Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию системы нормативных правовых актов и Национального реестра правовых актов Республики Беларусь» приводится в порядок нормативно-правовая база ООПТ. На каждую из них готовится пакет документов, включающий в себя научное и технико-экономическое обоснование преобразования (образования) территорий, список охраняемых видов растений и животных, точную карту и структуру земель, описание границ и режима охраны. Кроме того, теперь бывшие клюквенники приобретут более широкий статус биологических заказников. Больше всего их — по 6 — находится в Витебской и Минской областях, и совсем не выделено необходимых для произрастания клюквы территорий в Могилевской области.
При всей общей схожести заказников — привязке к крупным болотно-лесным массивам — каждый из них имеет свое неповторимое лицо. Особенно хорошо видны различия между северными и южными территориями. Болота и, соответственно, заказники Витебщины, а также Дубатовское в Сморгонском районе обязаны своим происхождением деятельности ледника. Клюквенные заказники на юге страны расположены преимущественно на низинных болотах, появившихся в результате тектонических процессов и под влиянием вод Припяти. Вероятно, из-за приуроченности клюквенников к болотам и водоемам их изучение было поручено Научно-исследовательской лаборатории озероведения Белорусского государственного университета. Ее сотрудниками, а также ботаниками биологического факультета БГУ в этом сезоне было обследовано 12 охраняемых территорий. Еще 6 на Витебщине осталось на будущий год. Научный сотрудник НИЛ озероведения Игорь Рудаковский в первую очередь рассказал о болоте Дубатовском:
— Когда-то оно являлось приледниковым водоемом, но и теперь имеет свою неповторимость. Это единственный из заказников, где сохранились верховые болота прибалтийского типа, не характерные для Беларуси. Вообще, Дубатовское — настоящее наглядное пособие для студентов, так как с расположенного рядом высокого холма хорошо просматриваются 3 основных типа болот: низинное, переходное и верховое. Интересно также, что здесь расположены торфяные озера, которые являются в прямом смысле мертвыми, — из-за очень кислой среды в них не выживают ни животные, ни растения. Хотя вода в озерах, и не только в этих, но и в других болотах, довольно чистая.
Встречаются среди болотных массивов не только водоемы, но и минеральные острова — песчаные дюны. В частности, исследователям приходилось их находить на Полесье: в Еловском (Ганцевичский район), Букчанском (Лельчицкий) и некоторых других заказниках. Здесь, на самом юге Беларуси, высота отдельных дюн-островов достигает
Заказник «Букчанский» — самый крупный из клюквенников, площадь
Наряду с клюквой, на охраняемых территориях много и других ягод. Например, в заказнике «Денисовичском» в Крупском районе полно брусники, черники и голубики. Болота, очень богатые ягодами, есть также на Полесье и в Пуховичском районе.
Не только клюквой и другими дарами природы ценны биологические заказники. Здесь вовсю кипит жизнь: можно услышать журавлиные песни и повстречать редкого черного аиста, занесенного, как и серый журавль, в Красную книгу Республики Беларусь и соседних государств. А в Мацевичском заказнике, что на Пуховщине, была отмечена весьма интересная находка — кладка яиц полевого луня, хищной птицы семейства ястребиных.
По периферии охраняемых болот водятся краснокнижные млекопитающие, в основном барсук и орешниковая соня, а в Букчанском и Борском заказниках ученые повстречали болотную черепаху. Больше всего редких и исчезающих видов животных в заказниках Ганцевичского района — свыше 10 в каждом.
Интересно, что в этом году на болотах было очень много гадюк. Так, к примеру, в Омельяновском заказнике (Пуховичский район) приходилось чуть ли не идти прямо по ним. К счастью, змеи никого не укусили. Местные егеря связывают частые встречи с гадюками с сильной обводненностью территорий после обильного весеннего паводка — змеи выползают из затопленных укрытий.
Однако для болот много воды — это неплохо, гораздо хуже, когда ее мало. Ведь болотные массивы регулируют гидрологический режим прилегающих территорий и протекающих рядом рек.
— Увы, по сравнению со временем, когда заказники-клюквенники только создавались, теперь на некоторых из них наблюдается тенденция к высыханию болот (как следствие гидромелиоративных работ), — констатирует факт старший научный сотрудник НИЛ озероведения Галина Гигевич. — В результате интенсивной хозяйственной деятельности такие заказники, как, например, «Бабинец» и «Чирковичский» на Гомельщине изменили свой внешний облик. Это лишний раз говорит об уязвимости «легких» Европы. Однако самым большим бедствием для них являются пожары. Так, например, 10 лет назад огонь практически на 70 процентов уничтожил болота заказников «Букчанский» и «Фаличский Мох». Неоднократно горели «Копыш» и «Мацевичское», расположенные рядом с железнодорожной веткой Минск—Осиповичи и дачными участками. Последние сильные пожары здесь были отмечены в 2002 году. И если клюквенники сейчас уже плодоносят, то на восстановление древесно-кустарниковой растительности потребуется еще, как минимум, полвека — до этого охраняемые территории будут выглядеть опустошенными, с торчащими обгоревшими иглами бывших деревьев.
Достается заказникам не только от стихии, но и от человека. В некоторых обследованных местах прямо к болоту подступают участки вырубленного соснового леса, который также находится под охраной. Кроме несанкционированных вырубок, в заказниках часто наблюдается еще одно нарушение режима — массовый сбор клюквы раньше разрешенного срока, то есть недозревших ягод. Это не говоря уже о превышении нормы сбора ягод.
Как считает Галина Гигевич, преобразование клюквенников в республиканские биологические заказники будет способствовать более эффективной их охране. Тем более что надобность в этом не уменьшилась. Ведь несмотря на длительный срок существования, обследованные территории заказников не утратили своего природоохранного значения.
На снимке: клюква мелкоплодная — реликтовый вид растений ледникового периода.