C начала года сразу несколько проектов детального планирования территорий Минска, так или иначе затрагивающих усадебную застройку, вынесены на общественное обсуждение. Частный сектор занимает около 20 процентов жилых территорий, но город развивается и порой предлагает подвинуться. Задаюсь вопросом: а возможно ли вообще мирное сосуществование современных коттеджей с многоэтажками?
Свежий пример — жилой сектор вдоль улицы Волгоградской, соединяющей две крупные транспортные артерии Минска — проспект Независимости и Логойский тракт. Район со своей историей и атмосферой, ведь застраивался он еще в середине прошлого века. Современные архитекторы видят будущее этих кварталов так: фасад района — современные здания средней высотой в 9 этажей, судьба же остальных домов зависит от их состояния, соответствия архитектурным проектам и современным градостроительным нормам. Из 449 частных зданий до 2030 года предлагается снести 74. В том числе и потому, что, по словам главного архитектора проекта УП «Минскградо» Ольги Степанкович, сочетать в одном квартале многоквартирное и усадебное жилье нельзя. Конкретные адреса под снос будут уточняться на стадии проектирования. Но пикантность ситуации в том, что рядом с 1–2–этажными домами в последние годы появились 3–этажные, а это уже застройка с признаками многоквартирности. И как поступить?
Созданная местными жителями инициативная группа хотела бы наладить диалог с градостроителями, но пока не получается. По словам члена этого неформального объединения Евгения Сороки, трое их представителей пока не включены в состав комиссии по проведению общественного обсуждения проекта. Да и сам процесс начался странно — в выходные дни, когда доступ к месту экспозиции материалов закрыт. Местные, кстати, предлагают компромисс: вычленить ветхие дома, договориться с их владельцами о переселении (желающих, говорят, хватает) и возводить затем на освободившихся участках, скажем, таунхаусы...
Градус дискуссий во время обсуждения градостроительных проектов часто весьма высок. Недавно, например, в Центральном районе рассказывали о перспективе сноса более 400 частных домов вдоль второго транспортного кольца — в районе улицы Орловской, под которой в перспективе пройдет линия метро. С одной стороны, ясно, что подземка и частный сектор несовместимы. С другой — местные жители знают, как долго порой идет поиск инвесторов под освоение таких территорий. Потому и возмущаются: их дома ветшают, инфраструктура не меняется, а проводить модернизацию или реконструкцию смысла нет — все равно снесут.
К сожалению, сегодня Минск пожинает плоды принятых многие годы назад и впоследствии пересмотренных решений о массовой зачистке частного сектора. Пока менялись градостроительные концепции, люди десятилетиями ожидали сноса. А наиболее смелые возводили на своих участках новые дома, просто так снести которые сейчас вряд ли у кого поднимется рука. Для многих коренных минчан переустройство города, восстановленного чуть ли не с нуля после Великой Отечественной, — это рана на сердце. Уверен, здесь важен крайне деликатный подход. Если нужно непременно реконструировать ту или иную территорию, то давайте это обсуждать, имея четкие обоснования, конкретные сроки, продуманные меры компенсации владельцам. В компромиссах рождается истина.
nesterov@sb.by
О сносе частного сектора в Минске
Частные проблемы столичного масштаба
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.