Александр Лукашенко:
— Должна быть масса разнообразия. Не должно быть как в советские времена — ни влево, ни вправо.
Да, не должно быть «разбэшчанасцi», как модно говорить, дресс-код. Но не надо загонять детей в какое-то узкое пространство. Это разнообразие должно быть достаточным.
Обещаю этим заняться. И посмотрим по цене. Я не думаю, что там кто-то будет загибать цену. Да это и под контролем все.
21 июня 2022 года, во время встречи с работниками агрокомбината «Юбилейный» Оршанского района.
— Должна быть масса разнообразия. Не должно быть как в советские времена — ни влево, ни вправо.
Да, не должно быть «разбэшчанасцi», как модно говорить, дресс-код. Но не надо загонять детей в какое-то узкое пространство. Это разнообразие должно быть достаточным.
Обещаю этим заняться. И посмотрим по цене. Я не думаю, что там кто-то будет загибать цену. Да это и под контролем все.
21 июня 2022 года, во время встречи с работниками агрокомбината «Юбилейный» Оршанского района.
Купить и не пожалеть
Попав в «школьный» отдел столичного универмага, сразу поняли, что без помощи специалиста просто потеряемся в этом изобилии и многообразии. Несмотря на деловой дресс-код учебных заведений, модельеры заставляют теряться даже родителей с опытом. Единственное, в чем можно быть точно уверенными, так это в том, что самый популярный атрибут прошлых школьных сезонов — трикотажный жилет темно-синего цвета — сохранит свои лидерские позиции и в новом учебном году.— Его выбрали обязательной частью образа многие школы и гимназии в нашей стране, — подтверждает ведущий товаровед Анастасия Мурач. — Кстати, синий — самый востребованный цвет в одежде: юбки, платья, брюки, пиджаки приобретают преимущественно именно в этом цвете. Вторым по продажам идет черный жилет, небольшая доля приходится на бордовые и серые.
Среди «лабиринтов» с одеждой деловито снуют дети разного возраста — в основном наряды выбирают сами, родители только подыскивают нужный размер и интересуются скидками. К слову, акции, касающиеся школьных товаров, многие магазины проводят уже с середины июля. Сулят выгоду и выходные. Покупателей много именно в такие дни.
— Тем не менее мы рекомендуем не торопиться и внимательно прислушиваться к требованиям школы, которую посещает ребенок. Обычно подробная информация о деловом образе размещается на сайтах учебных заведений и в родительских чатах. Если же ее пока нет, с покупкой одежды лучше повременить. Опыт прошлого года показывает, что наибольшее количество возвратов приходится именно по причине несоответствия приобретенных товаров требованиям школы. Чаще всего это цвет или крой. Но есть вещи, которые можно выбрать в любое время и на любой вкус, в том числе блузки и рубашки. Белые или молочные берут в качестве праздничного варианта, голубые — как повседневные.
Анастасия Анатольевна демонстрирует черные рубашки (они, на ее взгляд, будут писком осеннего сезона), а также укороченные модели, рубашки с пришивными карманами, скрытыми планками, стойками. Есть и довольно экстравагантные — их выберет далеко не каждый, но требованиям делового стиля они, на удивление, соответствуют. И, конечно, оверсайз. Судя по всему, от широкой одежды подростки отказываться не намерены.
— У меня самой 15-летняя дочь, которая в основном и выбирает такие модели брюк и блуз, — улыбается товаровед. — Это удобно и тоже можно назвать классикой, только немного расширенной по линии плеча или линии бедер. С выбором у нас в семье проблем нет. Поскольку я работаю в универмаге (сейчас просто изобилие разных моделей), то лишь присматриваю определенные вещи, а дочка приезжает на примерку.
Делясь личным опытом, Анастасия Мурач признается, что ей нравится та определенность, с которой теперь проходят сборы к учебному сезону:
— Пару лет назад в нашей гимназии выбор пал на бордовый жилет, и по сей день мы знаем, что покупать к первому сентября. Слышали, что поначалу отдельные школы «штормило»: в этом году покупаем одно, в следующем — другое, а это дополнительные траты для родителей, у которых несколько детей, ведь отдельные школьные вещи можно передать от старших ребят младшим. А если изменить цвет или фасон, придется покупать новые. Я считаю, нам повезло, потому что стиль определили сразу и не меняют его.
В связи с предсказуемым потоком покупателей универмаги увеличивают количество примерочных.
— Стараемся обустроить ими практически каждый уголок: где-то приходится потеснить игрушки, где-то переставляем стеллажи, — поясняет товаровед. — Стараемся задействовать дополнительные площади по максимуму. Достаем со склада все необходимое для установки примерочных, а когда ажиотаж спадает, снова убираем. Устанавливаем и дополнительные кассы.
Траты по осени считают
Рассматривая товары, разговорились с голубоглазой мамой, пришедшей за покупками с дочкой — шестиклассницей Василисой. Вероника Винокурова работает в том же учреждении образования, где учится ее младшенькая, поэтому к подбору школьного гардероба относится особенно ответственно:— В нашей 183-й школе дети придерживаются требований, которые регламентировала дирекция по отношению к деловому стилю. Теперь, идя по коридору, не увидишь безобразно одетого ребенка — такого просто нет. Да и дети не выпячивают модные вещи друг перед другом, не выясняют, кто богаче, кто беднее. В этом тоже есть большие плюсы. Недавно в рабочем чате нам сообщили, что форма остается темно-синего цвета, поэтому сейчас можно спокойно ходить по магазинам и выбирать все необходимое. С Василисой делать это непросто: примеряет много, а выбирает только то, что идеально подходит. Сегодня нам очень понравились пиджак, комбинезон и несколько юбок. Удачно зашли — надо брать! Мы очень любим одежду наших производителей — она прекрасно смотрится и не изнашивается быстро, к концу учебного года выглядит так же хорошо, как и в начале. С 2023-го у нас остались значки с изображением школы, которые будут хорошо смотреться на новых вещах. Обувь тоже рассматриваем исключительно белорусскую — она, на мой взгляд, самая удобная. Выбираем классику, а для уроков физкультуры — качественные дышащие кроссовки.
Вероника Винокурова поделилась и несколькими «экономными» лайфхаками. Поскольку покупать нужно сразу много вещей, сумма зачастую набегает ощутимая. Чтобы этого избежать, можно, во-первых, растянуть процесс, а во-вторых, следить за скидками.
— Мы начинаем присматривать товары к школе с мая. Если замечаем скидку на понравившуюся вещь, покупаем. Но приобретаем понемногу и только тогда, когда точно знаем, что нужно. Например, как должен выглядеть дневник или тетрадки, ведь теперь Василиса учится в старшей школе, и надо прислушиваться к пожеланиям учителей-предметников. Ближе к сентябрю предпочитаем ходить в универмаги, поскольку именно там можно собрать образ и купить все необходимое за один день. И идеальный вариант, если он — скидочный.
— Увы, школьные траты 1 сентября не заканчиваются, — предупреждает опытная мама. — С началом занятий педагоги будут рекомендовать покупку дополнительной учебной литературы. Понадобятся контурные карты, материалы по иностранному языку и многое другое. При распределении семейного бюджета это тоже нужно учитывать.
Вперед, пилот!
Концерн «Беллегпром» реализует два проекта, касающихся школьной формы: один — общереспубликанский, ежегодный, а второй — пилотный.— На 2024—2025 учебный год наше предприятие совместно с комитетом по образованию Мингорисполкома и во взаимодействии с МАРТ разработало пилотный проект по введению единого делового стиля одежды в 20 учреждениях образования столицы, — рассказывает начальник управления координации развития трикотажной и швейной отраслей концерна «Беллегпром» Анастасия Кутищева. — В проекте задействовано около 40 000 единиц изделий — они были отобраны родителями и учениками в результате анкетирования, проведенного в марте — апреле этого года. Разделение нашей широкой ассортиментной линейки шло по трем половозрастным группам: младшая школьная (1—4-й классы), старшая (5—8-й классы) и подростковая (9—11-й классы). После опроса мы отобрали шесть моделей для мальчиков и пятнадцать — для девочек. Все они уже запущены в производство, и с 1 августа начались продажи этих линеек через фирменные магазины «Першага нацыянальнага гандлёвага дома», в которых для пилотного проекта выделены специальные торговые площади. «Славянка» взялась реализовывать изделия для мальчиков, а «Калинка» — для девочек.
На протяжении последних нескольких лет постепенно вводились обязательные элементы одежды — так складывался образ белорусского ученика, говорит первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Борисенко:
— В столице он получился законченным и понятным, но мы все равно столкнулись с проблемой многообразия. Родители спрашивали, какие оттенки синего или голубого больше подойдут, поэтому мы решили предложить готовые образы, чтобы облегчить им задачу. И все же даже для участников пилотного проекта необязательно приобретать именно новую линейку, они могут что-то выбрать из предложенных вариантов для всей страны. Тем не менее большинство родителей нас поддержали и согласились купить пилотную коллекцию.
Стильно, модно, молодежно
Показ новых моделей проводился не единожды, свежие луки демонстрировали в школах и гимназиях, которые присоединились к пилотному проекту, чем привлекли много внимания.— Полезно поддерживать обратную связь с самими учениками, принимать во внимание их пожелания, — считает Анастасия Кутищева. — С учетом этих доработок модельеры скорректировали модельный ряд и сделали для мальчиков бомберы, пиджаки, брюки и трикотажные жилеты, а для девочек также жакеты, сарафаны, юбки. Кстати, особой популярностью у подростков пользуются бомберы — это точно must have наступающего учебного года. Они хоть и сшиты из классической костюмной ткани в выдержанном синем цвете, но свободны, комфортны в носке и прекрасно компонуются как с юбками, так и с брюками. Кроме того, для изменчивой сентябрьской погоды бомбер — идеальный вариант верхней одежды.
Особой популярностью пользуются трикотажные жилеты. Здесь отметим не только их функциональность (отличительные знаки учебных заведений уже традиционно крепят именно на них), но и оптимальное сочетание цены и качества.
К пилотному проекту отнеслись крайне серьезно — были задействованы все предприятия и модельеры концерна «Беллегпром».
Тест на прочность
Одежда отечественных производителей скорее выйдет из моды, чем износится, уверена Анастасия Кутищева, ведь ткани проходят строгий контроль и испытания в специальных лабораториях. Их проверяют на гигроскопичность, воздухопроницаемость, восстановление формы после стирок и многое другое. Это важно не только для комфортного пребывания ребенка в школе и на улице, но и для здоровья. Поэтому одежда, которая соответствует всем требованиям технического задания, всегда востребована, однако не всегда дешева. За качество нужно платить, но приятно, что разница в цене вовсе не критична.Плечо подставит государство
В нашей стране материальная помощь предоставляется многодетным семьям (воспитывающим троих и более детей) независимо от дохода семьи. Размер выплаты на каждого ребенка-школьника составляет 30 % бюджета прожиточного минимума (по состоянию на 1 августа). Обращаться за ее получением нужно в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства или пребывания одного из родителей. А в Минске, в некоторых районах Брестской, Витебской и Гродненской областей — по месту учебы ребенка.Государственная адресная социальная помощь предоставляется и малообеспеченным семьям. Размер выплат в каждом случае определяют районные комиссии индивидуально. За получением помощи надо обратиться в службу «Одно окно» местного исполнительного и распорядительного органа или орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства или пребывания одного из родителей. Не остаются без материальной поддержки и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Также собрать ребят в школу помогают родителям и многие предприятия, учреждения, организации, в которых они работают.
Новинки сезона
Новинкой этого года стали брюки палаццо для девочек. Наряду с классическими станут выпускаться трендовые широкие штаны.Для мальчиков с учетом замечаний модельеры разработали дополнительную линейку брюк с увеличенной полнотой (в обхвате талии и бедер). Коллекция уже представлена в фирменной сети. Хотя спрос на эту линию составляет около 1 %, производители утверждают: каким бы малым ни был спрос, они обязаны его удовлетворить, а по мере необходимости линейка будет расширяться и дальше.
Что касается обуви, и в тренде, и в дресс-коде остаются флэтформы (обувь на высокой платформе, она может быть плоской, с подъемом, с ровной или зубчатой подошвой); балетки; кожаные или замшевые лоферы; туфли Мэри Джейн (с ремешком на подъеме) лаконичного дизайна или декорированные.
Под крышей и с кондиционером
Нынешним летом в столице решено проводить школьные ярмарки исключительно внутри торговых объектов, сообщает начальник главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Елена Нагорная:— Мы учли опыт прошлых лет и сделали вывод, что такой формат позволит создать более комфортные условия для покупателей — начиная с ассортимента, собранного в одном месте, и заканчивая кондиционированными помещениями.
Впрочем, некоторые столичные универмаги организовали и работу нестационарных объектов, где продаются в основном канцелярские принадлежности и галантерея.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Обязательны только два элемента
Главный специалист управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Ирина Булавкина обращает внимание на то, что деловой стиль одежды остается обязательным для всех учреждений образования, как остаются неизменными и требования относительно чистоты и аккуратности — ученики должны следить за своим внешним видом:— Учащийся должен выглядеть в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. Есть два обязательных единых элемента, их школы, гимназии определяли для себя сами. Это могут быть пиджак, значок или что-то другое, но большинство сошлись на жилете. А еще многие отдали предпочтение значкам, нашивкам с изображением своего учреждения образования.
НА ЗАМЕТКУ
Следите за проведением в универмагах акции «День школьника», когда многие товары можно купить со значительной скидкой. Кроме того, в течение августа одежду для учеников, которая была куплена в столичных универмагах «Беларусь» и ЦУМ, там смогут бесплатно подшить по размеру и длине.
prolyuk@sb.by