Российская авиабаза будет дислоцироваться в Лиде и начнет функционировать уже в этом году

Был только МиГ

Российская авиабаза будет дислоцироваться в Лиде и начнет функционировать уже в этом году...

Российская авиабаза будет дислоцироваться в Лиде и начнет функционировать уже в этом году. Недавно эту новость распространили информационные агентства со ссылкой на слова главнокомандующего ВВС России генерал–лейтенанта Виктора Бондарева: «Создание российской авиабазы в Беларуси — это результат выполнения межправительственного соглашения об укреплении военной составляющей Союзного государства. Авиабаза станет важным элементом первого стратегического эшелона обороны Союзного государства, обеспечивая прикрытие воздушного пространства Беларуси».


Лида — удобное место для дислокации военных самолетов: это едва ли не самая граница Союзного государства и Евросоюза. Да и инфраструктура там создана подходящая, затраты на обустройство минимальны. Впрочем, у командования российских ВВС существовала достойная альтернатива. Во времена СССР Беларусь могла гордиться развитой сетью военных аэродромов. И это было вполне закономерно. Кому как не белорусским летчикам надлежало обеспечивать прикрытие западных рубежей великой и могучей державы? Конечно, часть аэродромов уже опустела, но другие до сих пор готовы принимать и отправлять самолеты и вертолеты. Корреспонденты «СБ» решили вспомнить их славное прошлое и оценить настоящее. Первый адрес — Гродненская область.


Чтобы представить, какой был размах у военной авиации в Гродненской области, приведу такой факт. Еще до начала Великой Отечественной войны здесь располагались 8 боевых аэродромов — как базовых, так и полевых. Они дислоцировались в Лиде, Щучине, Скиделе, Роси, Желудке, а также в окрестностях деревень Черлена, Новый Двор и Лесище. За более чем 70–летнюю историю многое изменилось. Запасных травяных взлетно–посадочных полос уже нет. Остался лишь единственный военный аэродром в Лиде — старейший из действующих таких объектов на территории страны. Давайте отправимся туда.


100 лет и один день


История воздухоплавания над лидской землей начинается в 1907 году, когда здесь была сформирована специальная рота. Она имела на вооружении несколько дирижаблей, около 300 солдат и 9 офицеров, а также 150 лошадей и 120 повозок.


Военный аэродром в Лиде постоянно обновлялся. Толчок к его стремительному развитию произошел в 1912 году, когда Российская империя приняла решение о строительстве стационарного аэродрома. Через год стратегический объект, а это ровно 100 лет назад, был сдан в строй. Любопытный факт: летом 1915 года на аэродроме в Лиде проводились испытания легендарного самолета «Илья Муромец», ими руководил известный впоследствии в мире конструктор вертолетов Игорь Сикорский.


За 100–летнюю историю лидский аэродром пережил немало потрясений. Утром 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, летный гарнизон устоял. Во многом благодаря тому, что самолеты в тот день находились на полевом аэродроме в нескольких десятках километров от города.


В послевоенные годы авиационные полки на аэродроме в Лиде менялись часто. Сейчас там дислоцируется 116–я гвардейская Краснознаменная Радомская штурмовая авиационная база. Почему Радомская? Это в знак признания заслуг летчиков в освобождении в 1945 году от фашистов польского города Радом.


Командир лидской авиабазы полковник Александр Карев здесь служит не первый год. До этого у него была командировка в часть, располагавшуюся в горпоселке Рось Волковысского района. Но три года назад это летное соединение перевели в Лиду. Военный аэродром в Роси теперь законсервирован.


Не узнать сейчас и бывшего аэродрома возле деревни Черлена в Мостовском районе. В первый день Великой Отечественной войны на него обрушился град ударов с воздуха. В одночасье тогда была уничтожена почти вся летная техника. Аэродром, считавшийся запасным, так и не возродился. Теперь вся его территория отдана местному сельхозкооперативу.


Щучин — город авиаторов


Полную картину авиапутешествия по Гродненщине невозможно увидеть без посещения Щучина. Кто был здесь давно, теперь многому удивится. Районный центр ухожен, чист и, что примечательно, отличается тишиной. Такого раньше не было. Прежде этот 10–тысячный город слышал нескончаемый гул моторов боевых самолетов на аэродроме — крупнейшем в те времена на западных рубежах Советского Союза. Более трех десятков лет Щучин был разделен на две части. В одной размеренно текла провинциальная жизнь, а в другой, за высоким бетонным забором, царили строгие армейские порядки. В городе в те годы размещалась авиационная дивизия стратегического назначения.


О тех крутых «летных» временах теперь напоминает разве что одиноко стоящий во дворе жилых домов бывшего закрытого городка МиГ–25, некогда эталон советской военной авиации. К этому необычному памятнику на неброском постаменте мы еще обязательно вернемся, а пока посетим известный аэродром, расположенный всего в 10 минутах ходьбы от центра Щучина. От взлетно–посадочной полосы длиной  2.500 метров, предназначенной для воздушных судов всех типов, теперь и следа не осталось. Там, где в основании лежали более 10 тысяч армированных бетонных плит, сейчас... колосятся зерновые культуры. Это огромное обработанное поле вот уже не первый год использует для своих нужд соседний СПК «Щучинагропродукт». Урожай с виду ожидается неплохой. Только какую еще пользу можно получить от большого хозяйства бывшего аэродрома?


Что по–прежнему впечатляет на его обширной территории, так это 40 огромных самолетных «гаражей». Такое ощущение, что эти необычные хранилища боевой техники опустели только вчера. Массивные бетонные стены под плотным земляным пластом могли выдержать прямое попадание снаряда, но и сегодня они не утратили своих защитных качеств.


В этом я убедился, когда зашел в первый попавшийся бокс на пыльной дороге. Вместо непробиваемых металлических дверей — пустой проем. Это сразу насторожило. В ангаре гулял ветер, а из всех замеченных предметов увидел лишь разбросанные на полу опорожненные пивные бутылки. Видимо, вместительное помещение под крышей по вечерам не пустует...


В соседнем хранилище картина другая. После того как 6 лет назад в собственность Щучинского райисполкома полностью перешла территория военного городка и аэродрома, где расположено около 300 различных объектов, тут оживилась жизнь. В одном из сданных в аренду ангаров, к примеру, ремонтируют автомобили. Прибыль мизерная, зато помещение не пустует и постоянно дает району хоть какую–то копейку. Но как вовлечь в хозяйственный оборот другие пустующие здания, пока нет четкой программы. А время–то идет...


Афганский след


Военный аэродром в Щучине был построен осенью 1939 года. Вначале там была грунтовая взлетно–посадочная полоса, а почти 60 лет назад оборудовали бетонку. Одновременно рос и обновлялся парк авиационной техники. Как стремительно менялось на глазах щучинское авиационное соединение, хорошо знает Владимир Рябов. После летного училища он попал сюда зеленым лейтенантом в 1974 году. Редкий для военных случай: авиатор провел в одной части почти 28 (!) лет, уволившись в запас в звании полковника. Владимир Рябов был здесь самым опытным летчиком. Вот только один факт: на различных модификациях самолетов МиГ он около 5 тысяч раз поднимался со щучинской земли в воздух. Одновременно более 10 лет командовал 10-м отдельным разведывательным полком — одним из основных подразделений гарнизона.


С полковником Рябовым мы провели на запустевшем аэродроме и в военном городке Щучина не один час. С высоты своего пенсионного возраста он рассуждает о былом с необыкновенной гордостью:


— Можете себе представить: здесь располагались почти 15 воинских подразделений, как основных, так и вспомогательных. Всего же в обособленном военном городке летчиков жили около 5 тысяч человек — почти половина населения Щучина. Каждый друг друга знал в лицо. Это сближало и помогало по службе. Что особенно проявилось, когда в 1983 году получили приказ срочно вылететь в Афганистан, где тогда велись боевые действия. Как командир эскадрильи взял тогда с собой в Кабул 9 лучших щучинских летчиков.


О том тяжелом периоде в воинской службе Владимир Рябов и теперь говорит не без дрожи в голосе. Только ему на МиГ–21 в течение 8 месяцев довелось совершить в афганском небе более 300 боевых вылетов. И не только разведывательных заданий, но и с бомбами на борту...


Отважный летчик Рябов, как и его подопечные, неоднократно попадал в цель. Подвиги не остались незамеченными: Владимир Леонардович за время прохождения службы в Афганистане трижды (!) официально представлялся к званию Героя Советского Союза. Но Золотую Звезду так и не получил. Сегодня об этом он вспоминает без обид:


— Почему–то тогда в Москве каждый раз находились какие–то преграды. То, видите ли, еще мало я прослужил, чтобы получить такую высокую награду, то потом уже подходил конец моей боевой командировки. На это сейчас смотрю с улыбкой. Главное, что все 9 щучинских летчиков, которыми я командовал, вернулись домой с афганской войны живыми и без единой царапины. Это, поверьте, главная моя награда в жизни!


...Экскурсию по аэродрому и военному городку мы закончили у постамента, на котором установлен боевой самолет МиГ–25. Владимир Рябов летал на такой грозной «птице», которая брала на борт 15 тонн топлива, взлетала вверх на 20 километров и со скоростью 3 тысячи километров в час мигом ускользала от противовоздушной обороны соперника. Эта махина могла накрыть фоторазведывательным оборудованием практически всю Европу. Но это уже другая история... Впечатления о самолете у Владимира Рябова свежи до сих пор:


— Таких машин в СССР тогда было всего 40, из них 12 стояли на вооружении в Щучине. А когда наши войска в конце 80–х годов прошлого века вывели их из Германии, то количество МиГ–25 у нас достигло 36. Поверьте, это была мощнейшая в те времена сила! Но с начала 90–х годов авиационная часть начала свертываться. Все МиГ-25 улетели на авиаремонтный завод в Барановичи, большинство этих боевых машин, к сожалению, в непонятной спешке пошли под нож.


...21 октября 1992 года над Щучином летчики совершили прощальный пилотаж. Это было трогательное событие для города авиаторов. К сожалению, тогда не обошлось без трагедии. Последний на представлении МиГ-25 не смог вовремя выйти из пикирования. Самолет на глазах у родственников и близких авиаторов врезался в землю возле пригородной деревни Давлюдовщина. Погибли двое летчиков. На месте катастрофы установлен памятник...


В тему


Самолет МиГ–25, установленный в бывшем военном городке Щучина, возможно, скоро «перелетит» в Гродно, где под открытым небом создается музей военной техники. Такой летный раритет станет реальным напоминанием о Щучине, который в недалеком прошлом был самобытным городом авиаторов.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №122 (242589). Пятница, 5 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter