На улицах опасно и неспокойно
В новостных лентах полно фотографий, где толпы агрессивно настроенных людей в масках грабят магазины, поджигают авто или пытаются напасть на сотрудников правоохранительных органов. Без подписи практически невозможно понять, где были сделаны кадры. Ведь серьезные протестные акции сотрясают сразу несколько стран на разных континентах.— В каждом случае у проявления недовольства, которое плавно переходит в откровенный бандитизм и мародерство, имеются свои причины, — обращает внимание старший научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси кандидат политических наук Александр Маркевич. — Например, участники протестных акций в Бангладеш изначально выступали против системы квот, которая бронирует треть рабочих мест в государственном секторе за родными ветеранов войны за независимость 1971 года. Вдобавок с другими льготами и особыми условиями для отдельных слоев населения около половины вакансий оказываются попросту недоступны для обычных выпускников вузов. Студенты посчитали такое положение дискриминационным и не способствующим борьбе с безработицей в стране. Вскоре молодежное недовольство переросло в общенациональное протестное движение. Итог печальный: за несколько недель беспорядков погибло около 300 человек, премьер-министр сбежала за границу, а правительство распущено.
Совершенно иная ситуация в Великобритании, где жесткие столкновения разворачиваются между полицией, коренным населением и беженцами из стран Африки и Азии. Протесты вспыхнули в разных точках страны после того, как 17‑летний британец во втором поколении Аксель Рудакубана убил трех девочек в танцевальном клубе в Саутпорте. Трагедия стала благодатной почвой для фейков в соцсетях: стремительно стали распространяться сообщения о том, что убийца якобы мусульманин и нелегальный мигрант. В результате улицы превратились в поле боя на почве межнациональной и межрелигиозной розни.
Причиной протестов в Венесуэле, где была предпринята попытка организовать «цветную революцию», послужили выборы. Подстрекаемая коллективным Западом местная оппозиция еще до официального объявления результатов избирательной кампании стала призывать своих сторонников выходить на улицы и «доказывать свою правоту всеми доступными методами». Очень знакомый сценарий. Уличный мятеж привел к тысячам задержанных правонарушителей и даже гибели нескольких человек.
Молчание не на пользу
Александр Маркевич обращает внимание на то, что именно информационное воздействие на общество сыграло ключевую роль в разжигании протестных настроений во всех трех странах. Ученый говорит:— В Бангладеш налицо нежелание государства идти навстречу народу и, что крайне важно, работать с молодежью. Когда напряжение в обществе только нарастало, вместо поиска путей разрешения ситуации или хотя бы попыток объяснить свои решения на введение трудовых квот власти просто отключили интернет в стране.
Так называемое молчание в эфире в итоге еще больше раззадорило толпу и вылилось в требования к правительству уйти в отставку.
— А ведь если бы власти на старте попытались найти общий язык со студентами, то все могло бы сложиться иначе. Это еще раз доказывает, как важна системная работа с молодежью — самым социально активным слоем любого общества, — подчеркивает эксперт. — В Великобритании власти после случившейся трагедии тоже словно воды в рот набрали и не давали никаких официальных комментариев. Все это естественным образом стало благодатной почвой для интернет-фейков об убийце детей: люди вышли на улицы на эмоциях, а сообщения с негативной окраской в сети все больше и больше настраивали толпу на деструктив.
Массовые драки, поджоги отелей и мечетей, мародерство со стороны ультраправых — все это серьезно ударило по рейтингу пришедшей совсем недавно к власти Лейбористской партии.
Если же говорить о Венесуэле, то еще в ходе электоральной кампании страна испытывала серьезное информационное влияние извне. После объявления результатов выборов оно достигло пика: коллективный Запад открыто игнорировал официальные итоги, заявляя о том, что победителем президентской гонки готов признать только оппозиционного кандидата. Вывести определенную категорию людей на улицы через подстрекательства в соцсетях оказалось не так уж и сложно.
Но на этот раз заказчики очередной «цветной революции» не учли того, что Каракас, хорошо усвоив прошлый горький опыт, подошел к электоральной кампании подготовленным. Для наблюдения за выборами в Венесуэлу были приглашены сотни международных наблюдателей, которые не выявили серьезных нарушений. Итоги объявляли легитимные органы в рамках действующего законодательства. Процедура была прозрачна и открыта.
— На каком тогда основании некоторые государства не признают результаты и поощряют деструктивные действия протестующих, призывают к порче государственного имущества и оказанию сопротивления правоохранителям? — задается вопросом Александр Маркевич.
Электоральный суверенитет
Сегодня в Венесуэле протестные настроения практически сошли на нет. Во многом этого удалось добиться благодаря слаженным действиям правоохранителей, которые не стали церемониться с уличными хулиганами. Кроме того, активно заявили о себе и избиратели Николаса Мадуро, которые открыто поддержали переизбранного главу государства.— Неслучайно в мире все большую популярность приобретает понятие электорального суверенитета. В период выборов каждая страна должна уделять особое внимание безопасности простых граждан, членов избиркомов, кандидатов. Манипуляции общественным мнением через соцсети — реальная угроза, которая, увы, не знает границ, — подчеркивает Александр Маркевич. — В Беларуси электоральному суверенитету уделено особое внимание в новой Концепции национальной безопасности, потому что выборы — это прежде всего внутренний вопрос любого государства. Конечно, нужно приглашать наблюдателей из других стран, соблюдать международные нормы. Но мнения отдельно взятых иностранных политиков никак не могут браться за основу в таком важном вопросе, как выборы.
Информационная бомба
Очевидны и двойные стандарты, с которыми коллективный Запад смотрит на протестные акции в разных странах. Так, Великобритания, которая сейчас сама погружена в уличный хаос и беспредел, умудряется резко высказываться в адрес правоохранителей Бангладеш, обвиняя их в чрезмерной жестокости и насилии. Глава МИД Соединенного Королевства Дэвид Лэмми недавно заявил: «Народ Бангладеш заслуживает полного и независимого расследования под эгидой ООН событий последних недель. Великобритания хочет видеть шаги по обеспечению мирного и демократического будущего Бангладеш».А может ООН нужно параллельно взяться за расследование происходящего в Туманном Альбионе? Почему никто к этому не призывает?
— Эти же двойные стандарты Запада и привели к серьезным проблемам в миграционной политике. Но признаться в этом сегодня ни в Брюсселе, ни в Лондоне не хотят. ООН и другие международные структуры предпочитают не замечать чудовищного обращения с беженцами из стран Африки и Ближнего Востока в приграничье ЕС с Беларусью: силовики из Польши, Литвы и Латвии истязают и убивают несчастных людей, которые бегут от войны и разрухи, — напоминает Александр Маркевич. — Закон должен быть равен для всех. Нельзя из одних событий делать информационную бомбу, которая превращается в средство манипуляции общественным сознанием, а на другие — демонстративно закрывать глаза.
kurak@sb.by