К сожалению, эпизоды, когда дети за границей подвергаются травле, не единичны. Один из самых резонансных произошел в этом месяце в Италии: 15‑летний Леонардо, не выдержав натиска со стороны одноклассников, покончил с собой. Парень неоднократно жаловался родителям на унижения и оскорбления, но помощи не дождался. На встрече с руководством колледжа, назначенной на следующий день, планировалось обсудить возможность перевода школьника в другое учебное заведение. До нее он не дожил...
Иллюстративное фото
Смерть подростка всколыхнула всю страну, а тема буллинга дошла до кабинетов местного министерства образования. Остается надеяться, что там найдут какое‑то вразумительное решение и смогут предостеречь молодежь от жестокости. Тем более что похожая ситуация произошла в польском Любине буквально за пару недель до смерти Леонардо. Там наложила на себя руки 16‑летняя Юлия. Девушку так затравили, что другого выхода она не нашла.
Десятки таких случаев — к счастью, пока без летальных исходов — фиксируют в соседней Польше. Причем буллингу подвергаются именно наши соотечественники, родители которых решили, что за бугром им будет лучше. Что в итоге? И сами маются, и своим отпрыскам жизни ломают. Ну, зато в «демократии» живут. В такой «демократии», где каждый малолетний поляк может подойти к твоему сыну или дочке и плюнуть в лицо, а ты не сможешь ничего сделать, потому что в этой стране ты никто и обитаешь здесь на птичьих правах.
В мире каждый третий ученик, по данным ЮНЕСКО, сталкивается с буллингом в той или иной форме. Он проявляется в различных формах — от физического насилия до психологического давления, будь то оскорбления, запугивание или социальная изоляция. Последствия катастрофические: депрессия, тревожные расстройства и даже, как мы видим в примерах выше, суицид. Дети, подвергающиеся травле, часто испытывают трудности с учебой, теряют интерес к школе и могут испытывать физическое недомогание. В долгосрочной перспективе это влияет на их социальные навыки и способность строить здоровые отношения во взрослом возрасте.
Причины буллинга? Самые разные! Во‑первых, социальный фактор. Дети, которые растут в семьях, где есть примеры насилия или агрессии (например, папа бьет маму, мама благим матом кроет папу), могут перенимать эти модели поведения. В нашей стране такое пресекается благодаря контролю со стороны правоохранительных органов. Как только специалисты замечают зарождение беды, семью проверяют и в случае необходимости ставят на учет как находящуюся в социально опасном положении. Не ошибусь, если скажу, что такая мера уберегла многих ребят от дальнейших проблем, в том числе и травли, как исходящей от них, так и в отношении их.
Во‑вторых, психологический. Доказано: дети с низкой самооценкой могут становиться агрессорами, чтобы самоутвердиться за счет других. А причина низкой самооценки — нереализованность. И здорово, что в Беларуси созданы все условия для того, чтобы с вашим чадом этого не случилось. Представьте: только в Минском государственном дворце детей и молодежи в этом году работают около 700 кружков по 100 направлениям. Широкий спектр видов досуга после школьных занятий предоставляют и на районном, местном уровнях. Спортивные секции и объединения по интересам призваны раскрыть таланты и способности молодого поколения. Когда есть дело по душе и ты увлечен им, то думать о плохом банально нет времени.
В‑третьих, нельзя недооценивать влияние сверстников. Желание быть принятыми в группе может толкать детей на участие в буллинге, даже если изначально у них нет агрессивных наклонностей. Чтобы на ранних стадиях выявлять зачинщиков и наставлять их на путь истинный, в белорусских школах работают психологи. Сам помню, как часто специалист посещала нас на внеклассных занятиях, проводила анкетирование, предлагала пообщаться лично, если есть проблемы.
Я не говорю, что в части буллинга наша система образования идеальная. Разумеется, совершенству нет предела: всегда найдутся причины стремиться к чему‑то большему. Например, занятия по психологии и душевной гармонии можно было бы включить в обязательную программу. Можно было бы организовывать такие уроки в присутствии родителей и во взаимодействии с ними... Таких «можно», если подумать, мы изобретем еще много. Но все они станут лишь полезным дополнением к прочной основе, которую имеем. И которая по каким‑то причинам отсутствует у тех, кто пытается научить нас жить.
Напоследок напомню: каждый ребенок в Беларуси обеспечен правом на безопасное и комфортное обучение. И это право — в отличие от стран по ту сторону кордона — у нас реализуется эффективно.
grudnitskiy@sb.by