Экономику Великобритании накрыл очередной локдаун. Для тори это крах или шанс на переизбрание?

Британский локдаун: горе или чудо

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон 5 января объявил, что страна в третий раз закроется на жесткий карантин. И это меньше чем через неделю после официального выхода страны из ЕС, когда экономике Соединенного Королевства и без того непросто. Теперь же ее ждет двойная доза трудностей – даже если спасать бизнес возьмутся не только компании, но и власти, быстро вернуться к росту показателей не получится. Впрочем, консерваторам это может быть только на руку.


Конечно, если взглянуть на тему поверхностно, то ни о каком триумфе тори не может быть и речи. Наоборот, рейтинг как партии в целом, так и Джонсона в частности, понижается. Разница не катастрофическая – в пределах 10%, – но ощутимая, несмотря на то, что лейбористы сейчас тоже не отличаются особой популярностью. 

Во что это может вылиться? В краткосрочной перспективе – ни во что серьезное. Острой политической борьбы в парламенте нет, особых возмущений со стороны народа – тоже. К тому же даже если бы британцев не устраивали тори, их свержение повлекло бы за собой ряд последствий, которые не только не решат, но и усугубят нынешние проблемы страны. Так что как минимум в ближайшее время консерваторы точно остаются у руля.

А дальше – не факт. Если негативная тенденция будет продолжаться, на очередную победу в парламентских выборах уже в 2024-м правящая партия может не рассчитывать. Но до этого далеко, и за несколько лет обстановка в стране имеет все шансы поменяться кардинальным образом. Тут-то и стоит копнуть поглубже.


К локдауну, пандемии и иже с ними вернемся чуть позже, а пока – путешествие в прошлое. Парламентские выборы консерваторы во главе с Джонсоном триумфально выиграли в декабре 2019-го. А уже 31 января следующего года Великобритания вышла из состава ЕС. Тори рьяно отнеслись к выполнению своего главного предвыборного обещания? Не только.

Что бы там ни говорили о плюсах отделения от континентальной Европы в Туманном Альбионе, недостатков у такого решения тоже более чем достаточно. Чтобы преодолеть негативные последствия брексита, понадобятся не месяцы, а годы упорной работы – только в этом случае получится увидеть положительный исход выхода из ЕС. Вероятно, эти риски и просчитывали консерваторы, спешно проводя «развод» с Брюсселем. Мол, если и покатимся в экономические тартарары, то до 2024-го уж точно получится все наладить. А там и поддержка радостных британцев да сохранение правящей позиции не за горами.

Логично? Очень даже. Вот только не всегда в жизни все идет по плану, и 2020-й это еще раз всему миру доказал. Восстанавливаться после брексита, когда мировая экономика погрязла в кризисе из-за пандемии, сфера услуг на грани банкротства, а десятки тысяч подхватывают коронавирус только в Великобритании ежедневно, – задача не из легких. Очередной локдаун и вовсе относит ее к рангу практически невозможных.


Так что партии Джонсона очевидно… просто не повезло. Бывает. Но при должном умении неприятности судьбы можно обернуть в свою пользу. Что мешает, например, заявить: «С брекситом все бы получилось, но, сами понимаете, обстоятельства...»? Тут не придраться. Часть про сложившуюся ситуацию – чистая правда, она всем странам мешает. А как бы обошлось дело с брекситом в мире без COVID-19 – это уже из разряда «если бы да кабы», который и обсуждать нет особого смысла.

Однако выезжать на перекладывании вины и риторике жалости – дело рискованное. И хоть пока что многие британцы искренне сопереживают Джонсону (свалилось все на голову в один год!), тори пора бы начать работать над подушкой безопасности. Ведь с ней и падать, чуть что, будет не так больно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter