«Формула-1». Гран-при Великобритании. Гонка. Британская рапсодия для 20 волынок

Трассе в Сильверстоуне заслуженно принадлежит роль родоначальницы «Формулы-1». Здесь в 1950 году прошел первый официальный Гран-при этого чемпионата по автоспорту среди одноместных болидов. С учетом переменчивой местной погоды гонки тут практически не бывают скучными. Прошедшее воскресенье подарило нам еще одну из интереснейших гонок, которую на музыкальном языке к месту будет назвать рапсодией для 20 волынок.

Нико Хюкенберг — будущая надежда концерна «Ауди» в «Формуле-1»

«Рапсодия — это вокальное или инструментальное произведение свободной формы, слагающееся как последование разнохарактерных, порой остроконтрастных эпизодов. Для рапсодии типичны использование подлинных народно-песенных тем, эпический дух рапсодии как бы воссоздает выступление народного певца-рапсода; временами в ней воспроизводится его речитация».

Пока местные синоптики наперебой пытались предсказать погоду с точностью до нескольких минут, команды и гонщики практиковались в умении вовремя подстроиться либо под начинающийся дождь, либо под быстро сохнущий асфальт. Это был тот гоночный уик-энд, когда все комплекты привезенных итальянскими шинниками «Пирелли» были активно задействованы еще в свободных заездах, а затем в квалификации и самой гонке. Именно умение в нужный момент поставить на болид соответствующие шины и сыграло главную роль в определении результатов нынешнего Гран-при Великобритании. Порой это были четко спланированные действия, а порой и хаотичный экспромт, так сказать — «игра на удачу». Своеобразная рулетка, в которой мы, как зрители этого гоночного казино, не имея возможности играть самим, получили массу удовольствия от созерцания и сопереживания его игрокам.

Желающих на лидерство было много

Плотные результаты субботней квалификации давали основания полагать, что борьба за лидерство в этой гонке будет упорной. Тем более что это был тот редкий по нынешним временам случай, когда в первой тройке не было действующего чемпиона. Уже на первых кругах мы нашли этому подтверждение. Стартовый рывок лучше удался Максу Ферстаппену, и он обошел своего главного конкурента в сражении за новый титул Ландо Норриса. «Феррари» Шарля Леклера с 11-й стартовой позиции переместился на 8-ю, приблизив монегаска к лидирующей группе, в которую странным образом как-то помимо фаворитов затесался еще и Лэнд Стролл на своем тихоходе «Астон Мартин». Леклеру понадобилось еще 13 кругов, чтобы обойти канадца и попытаться настичь своего напарника по скудерии Карлоса Сайнса, включившись в борьбу за подиум.

Лэнс Стролл был лучше своего именитого испанского напарника и в квалификации, и в гонке 

А борьба впереди действительно велась упорно. Ландо Норрис, улучив момент, объехал своего приятеля Макса, вернув себе 3-ю позицию. Пилоты «Мерседес» были совсем недалеко, уверенно накручивая круги в роли лидеров, что давненько не наблюдалось за представителями немецкой «конюшни». Предыдущий этап в Австрии, где Джордж Рассел одержал победу, мы в расчет не берем, поскольку там неудачная дуэль Норриса и Ферстаппена просто подарила британцу счастливый случай.

Джордж Рассел был хорош и лидировал в гонке лишь до появления первого дождя

Я специально выделил жирным шрифтом слово «объехал». Именно такое сложилось у меня ощущение после внимательного просмотра повтора этого эпизода. Голландский чемпион здесь был совсем не похож на себя. Он не дернулся в сторону и даже ни на йоту не сместился на торможении в сторону соперника, пытаясь перекрыть траекторию пилоту «Макларен». Позднее, уже в самом финале гонки Ферстаппен, обгоняя все того же британца, также не имел никакого сопротивления со стороны Норриса. И это после тех баталий, свидетелями которых мы были всего неделю назад в Шпильберге?

Да, по паддоку ходили слухи, что Макс и Ландо пару дней спустя своего столкновения в Австрии и острого последовавшего конфликта между собой нашли возможность все спокойно обсудить в Монако, где они живут по соседству. В Сильверстоуне уже на первых пресс-конференциях с журналистами стало ясно, что инцидент исчерпан, и давние друзья, что очень редко бывает в гоночных сериях, вновь вернулись к дружеским отношениям. И, на мой взгляд, Ферстаппен и Норрис договорились между собой, что впредь не будут столь яро защищать свои позиции на трассе, доводя ситуацию до столкновения. В итоге все три случая, с учетом еще и стартового обгона Макса, были похожи по своей спортивности. Никакой тебе попытки помешать сопернику реализовать задуманное. Впрочем, комментаторы гонки посчитали, что Норрис просто застал врасплох пилота «Ред Булл», поэтому ему и удалось чисто объехать соперника. Но я позволю себе остаться при своем мнении. Буквально следующие гонки в Венгрии и Бельгии, где Макс и Ландо наверняка вновь сойдутся в своей дуэли, покажут, кто из нас прав и как долго продлится это мирное сосуществование нынешних лидеров чемпионата.

Макс Ферстаппен провел красивую гонку и финишировал вторым

Тест на вождение по мокрому асфальту

На 17-м круге начался небольшой дождь, и в этот момент лидирующая шестерка машин, все еще оставаясь на сликах, показала свое умение управлять болидами в сложных условиях. Сначала Оскар Пиастри повторил маневр своего напарника и обогнал на своем «МакЛарен» машину Ферстаппена. Затем Хэмилтон обогнал Рассела и возглавил гонку. Представляю, как Джордж расстроился, уступив свое лидерство более опытному и более возрастному напарнику! Хуже того, что вслед за Льюисом будущего лидера «Мерседес» обогнал еще и Ландо Норрис.

Оскар Пиастри стал жертвой шинных экспериментов «МакЛарен», хотя мог быть даже победителем гонки

Пилоты «МакЛарен» на сликах явно справлялись лучше с мокрым асфальтом, чем их соперники. Спустя круг Ландо и Оскар уже были впереди пилотов «Мерседес», уверенно лидируя в этой гонке. Они словно не замечали скользкого асфальта, в то время как остальные все чаще ошибались и вынужденно сбрасывали скорость.

Просчет «Феррари», «Ред Булл» и «Альпине»

Наблюдая, с какой легкостью проходят соперников машины «МакЛарен», на командных мостиках «Феррари», «Ред Булл» и «Альпине» решили рискнуть, позвав в боксы на замену шин своих гонщиков. В качестве агнцев на плиту жертвоприношения были брошены Шарль Леклер, Серхио Перес и Эстебан Окон. Итальянцы надеялись, что их монегаск в случае удачи может попытаться выйти в лидеры. Австрийцы таким образом решили из хвоста пелотона подтянуть своего мексиканца к лидирующей группе. Но если те и другие жертвовали лишь половиной своего пилотского состава, то вот французы рисковали больше всех. Ведь их второй пилот Пьер Гасли остался в боксах еще до старта, так как выяснилось на прогревочном круге, что на его машине отказала коробка передач.

Механики «Альпине» еще не знают, что машина Пьера Гасли сойдет до старта из-за сломанной коробки передач

Получив на 20-м круге дистанции промежуточные шины, Леклер, Перес и Окон неожиданно для себя обнаружили, что асфальт стал стремительно высыхать. Ошибка команд была более чем очевидной. В «Альпине» решили ее тут же исправить или хотя бы уменьшить вредные последствия от неправильно принятого решения. Эстебан вновь сменил шины, вернувшись к сликам, замыкая пелотон. А вот в «Феррари» и «Ред Булл» все еще надеялись на предсказания синоптиков о приближающемся дожде. Тем самым гонка и для Леклера, и для Переса была фактически уничтожена. Но если для Серхио она и так вряд ли имела шансы на успех, то ведь Шарля убрали все же из лидирующей «шестерки», где каждый из гонщиков вправе был рассчитывать хотя бы на подиум.

После шинной лотереи Шарлю Леклеру пришлось со своим «Феррари» бороться в хвосте пелотона

Лишь на 27-м круге действительно начался обещанный дождь, но к тому времени промежуточные шины у Леклера и Переса уже были непригодными для пилотирования, а отставание на круг от лидера и вовсе перечеркнуло все надежды. Как ни странно, в этот день Берну Майландеру так и не довелось выехать на своем «сейфти-каре», чтобы полидировать в гонке, как это случается при объявлении режима «машины безопасности». Так что и с этой стороны спасательного круга гонщикам, пострадавшим от авантюрного решения своих командных мостиков, никто не бросил.

Ошибки «МакЛарен»

В свое время лучше всего справлялся с диагностикой момента, когда следует менять шины, Дженсон Баттон. Природному чутью этого британского чемпиона можно было позавидовать. Его выигранные благодаря своевременному решению дождевые гонки впечатляют до сих пор. И это происходило всякий раз, когда Дженсон был не в роли лидера. В те времена его машина была уже не столь быстра, как в 2009-м, когда он стал чемпионом. Но именно благодаря, казалось бы, слишком раннему пит-стопу по замене шин в дождевых условиях Баттон оставил в истории «Формулы-1» несколько классных прорывов и красивых финишей.

Мгновение пит-стопа «МакЛарен»

Когда начался сильный дождь, а не изморось, спутавшая карты командам и погубившая гонку Пересу, Леклеру и Окону, первым решился сменить шины Макс Ферстаппен. Он ехал в тот момент на 5-м месте, и ему нужно было рисковать, чтобы попытаться обойти впереди едущих «МакЛарен» и «Мерседес». Темп у голландца в тот момент был далеко не лучшим, даже Карлос Сайнс уже пытался несколько раз совершить обгон действующего чемпиона. В общем, по сути дела, для обострения борьбы за лидерство Максу нужно было рискнуть. Вслед за Ферстаппеном на пит-лейн отправился и Карлос Сайнс.

Шинная лотерея не позволила Эстебану Окону даже приблизиться к зачетной «десятке» 

Спустя круг на замену шин в боксы устремились и пилоты лидирующей группы. Правда, не все. В «МакЛарен» решили, что, оставаясь на трассе, Оскар Пиастри потеряет меньше времени на одном круге, чем те 3 секунды, которые он будет дожидаться позади напарника перед боксами, пока механики будут менять шины Ландо Норрису. Увы, это был явный просчет. Слабой компенсаций для австралийца был лишь факт одного дополнительного круга лидирования в гонке, который запишется ему в биографию.

Вернувшись на трассу, Пиастри обнаружил, что он теперь едет на 6-й позиции, пропустив вперед пятерых (!) соперников. В то же время Макс Ферстаппен был уже третьим. Ему за счет раннего пит-стопа удалось опередить Джорджа Рассела, который как раз таки потерял 3 секунды, дожидаясь, пока механики «Мерседес» обслужат машину Льюиса Хэмилтона по ходу двойного пит-стопа. Впрочем, сильно огорчаться по этому поводу у Джорджа не было времени. Буквально через 5 кругов британца зазвали в боксы по причине обнаруженных в его двигателе неполадок, связанных с системой охлаждения. Немецкая команда предпочла снять своего гонщика с дистанции, в надежде хотя бы сохранить мотор на его машине в ремонтно-пригодном состоянии.

В попытке настичь лидеров Ферстаппену приходилось рисковать

Дождь пошел на спад через 10 кругов, и вновь командам и гонщикам пришлось принимать важное решение. И опять от своевременно принятого, причем правильного решения, зависело многое в этой гонке. Или пан, или пропал — так у нас говорят.

Первыми из лидирующей группы за сликами в боксы отправились Хэмилтон и Ферстаппен. В «Макларен», поскольку Норрис оставался в лидерах, решили сначала первым обслужить Оскара Пиастри. В «Феррари» последовали примеру британцев. В итальянской скудерии полагали, что если это было ошибочное решение соперников, то Карлос Сайнс за счет более позднего пит-стопа сможет улучшить свою позицию. Но оказалось, что в этот раз стратеги «Ред Булл» вновь были на должной высоте. И Макс Ферстаппен сменил шины именно тогда, когда это было наиболее оптимально. К счастью для Льюиса, в «Мерседес» командный мостик тоже сработал отлично. Кстати сказать, именно решение немецкой «конюшни» позвать на второй пит-стоп Льюиса Хэмилтона на этом круге было первым по времени и самым правильным. Австрийцы ответили тем же. В итоге именно эти две команды больше всего и выиграли от удачно принятых решений своих стратегов.

К тому же на пит-стопе у «МакЛарен» с машиной Ландо Норриса произошла небольшая секундная заминка, в итоге он вернулся на трассу как раз за Льюисом Хэмилтоном.

Карлос Сайнс, следуя за Ландо Норрисом в плане смены шин, проиграл позицию Оскару Пиастри. Правильнее было бы сказать, что австралиец вернул себе то, что честно заработал своими обгонами до этого.

Карлос Сайнс был на финише лишь 5-м, но сократил общее отставание от напарника в личном зачете до 4 очков

Таким образом, благодаря стратегам своих команд Хэмилтон и Пиастри поднялись на одну позицию, а Норрис и Сайнс по одной потеряли. Тройка лидеров за 10 кругов до финиша выглядела так: Льюис Хэмилтон, Ландо Норрис и Макс Ферстаппен.

Тут следует отметить еще один нюанс, только связанный теперь с выбором шин. Финальный отрезок был не таким уж и длинным, и фактически можно было ставить любые шины: Soft (самые быстрые, но быстро изнашивающиеся), Medium (менее быстрые, но менее изнашивающиеся) или Hard (самые износоустойчивые, но более медленные, чем остальные два типа).

Льюис был первым, кто совершал пит-стоп. Он предпочел Soft. Потому что после обслуживания в боксах, хоть на один круг, он должен был бы остаться в лидерах. Круг выезда из боксов был самым важным, чтобы пройти его как можно быстрее и опередить Ландо Норриса. Решение оказалось правильным, к тому же заминка механиков «МакЛарен» еще и упростила эту задачу. Впрочем, свежего комплекта шин Medium у Хэмилтона уже и не было в запасе. Так что решение «Мерседес» было еще и единственно возможным. Макс Ферстаппен предпочел шины Hard. Он рассчитывал в конце гонки попытаться атаковать соперников, поскольку именно этот тип шин лучше всего подходил его болиду «Ред Булл» на этой трассе. Два других более мягких типа шин быстро изнашивались на британском асфальте.

А вот в «МакЛарен» совершили еще одну ошибку. Когда Льюис поехал на пит-стоп, то Ландо Норрис спросил у команды, какой тип шин предпочел британский чемпион? Узнав, что это Soft, он заказал себе такие же. Кто-то подумал в этот момент, что Ландо доверяет авторитетному мнению своего именитого земляка. Но мне кажется, что здесь, скорее всего, сработал еще и следующий фактор. Норрис не хотел оказаться на более медленном и непрогретом Medium под атаками соперника на быстром Soft, который за один круг пилот «Мерседес» способен был привести в рабочее состояние для успешной атаки. Ведь Ландо не предполагал, что на пит-стопе произойдет заминка и на трассу он выедет не впереди Льюиса, а позади него.

Льюис переобулся на Soft  и финишировал первым

Одно дело, когда вы в лидерах и вам не надо атаковать соперника в разреженном воздухе при повышенном износе шин. А другое — когда вы в роли догоняющего и преследуете другую машину. В этот момент ваши более мягкие шины «уходят» быстрее, чем у конкурента спереди.

В общем, вышло как вышло. Оба британца ехали в высоком темпе на одинаковых типах шин в интервале около 2 секунд. Как только Ландо слегка ускорялся, Льюис отвечал тем же.

А в это самое время их обоих нагонял Макс Ферстаппен. На шинах Hard, которые наиболее точно подходили под это состояние трассы машинам «Ред Булл», голландский чемпион уверенно сокращал свое отставание от «МакЛарен». И за 4 круга до финиша Ферстаппен объехал Норриса без жесткой борьбы, как и в начале гонки, такой же маневр был в исполнении британца.

Потом Макс попытался еще и настичь Льюиса, но «Мерседес» 7-кратного чемпиона был уже недосягаем. Хэмилтон уверенно летел к своей первой за 3 сезона победе, не веря своим глазам, которые от волнения уже начинали слезиться. Можете не сомневаться в моих предположениях. Выбравшись из машины после финиша, обнимаясь со своим отцом, который посвятил всю свою жизнь гоночной карьере сына, Льюис долго не снимал шлем. А когда он все же его снял, то все заметили, что у британского чемпиона заплаканные глаза, он едва сдерживает слезы волнения и радости. Чуть позже Хэмилтон и сам признался, что для него эта победа у себя на родине после столь долгого ожидания была сильным эмоциональным событием.

Льюис Хэмилтон победил спустя 2,5 года

Самым грустным на подиуме был Ландо Норрис. Он вновь упустил свой шанс выиграть гонку, а Макс Ферстаппен еще больше (на 3 очка) увеличил свой отрыв от него, своего ближайшего конкурента в борьбе за титул. Гонщиком дня был признан Льюис Хэмилтон. Не удивительно. В Сильверстоуне любят своего чемпиона. На круге возвращения на пит-лейн после клетчатого флага ему передали британский флаг, и гонщик «Мерседес» в роли победителя Гран-при Великобритании был с ним, размахивая из кокпита болида, а затем еще и обернулся в него на подиуме.

Ландо Норрис был расстроен

В общем зачете Льюис до минимума сократил свой отрыв от Джорджа Рассела. Теперь у напарников в личном зачете 111 и 110 очков соответственно и занимают они 6-е и 7-е места.

За два круга до финиша Карлос Сайнс, пользуясь большим отрывом от своего преследователя Нико Хюлькенберга, совершил дополнительный пит-стоп. На свежих шинах испанец показал время лучшего круга в гонке и заработал дополнительное очко к своим 11 за 5-е место. Помимо перечисленных гонщиков в зачетную десятку попали Лэнд Стролл и Фернандо Алонсо (оба «Астон Мартин»), Алекс Элбон («Уильямс») и Юкки Цунода («РБ Виза»).

Следующая гонка пройдет в воскресенье, 21 июля, в рамках Гран-при Венгрии на трассе Хунгароринг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter