Светлана Баитова выиграла олимпийское «золото», выступая со сломанной рукой
Кошки скребут на душе, да так скребут, что в кровь раздирают. Появляются подобные раны практически после каждой встречи с героями «олимпийских теней». Трудно объяснить, почему в нашей стране, где для спорта и атлетов делается очень многое, иные из заслуженных олимпийцев старого поколения вовсе не шикуют, а скорее, наоборот, нуждаются в помощи...
«Видите, как скромно я живу?» — вопрос Светланы Баитовой повис в воздухе. Я вежливо отмолчался, а сам взглядом еще раз обвел ее комнату в могилевской квартире: старенькая секция, потертый диванчик и кресло, маленький телевизор и двухкассетник а–ля рокеры 90–х. «Хоромы» явно не для обладателя золотой олимпийской медали. Тем более что первое место белоруски в Сеуле–1988 дорогого стоит. Она совершила настоящий подвиг — выступала и выиграла со сломанной рукой!
— Подготовка к Играм была настоящим адом — тренировалась с переломом кисти правой руки. Повреждение получила примерно за год до старта. Походила с гипсом. Приступила к тренировкам. Прошло полгода, а рука все не прекращала болеть. Снова сделали снимок. Обнаружили трещину. Опять гипс. Сняли. Заново тренировки. Снова боли в руке, снова снимок, снова гипс. Как в страшном сне. А до Олимпиады месяц оставался. В прямом смысле мой тренер Олег Григорьевич Мищенко носил меня на руках. Все элементы выполняла без подставки травмированной руки, а на брусьях вообще не работала. Практически после каждой тренировки плакала. Два раза меня проверяли на «боеспособность»: снимали гипс, проходила все снаряды, вновь накладывали гипс. И на чемпионате СССР, который и являлся последним отбором на Игры, показала себя исключительно с лучшей стороны. Благодарна старшему тренеру национальной команды, включившему в состав именно меня, а не чемпионку мира украинку Омельянчик, с которой мы боролись за последнее место в сборной.
Впрочем, если бы меня не поставили «забойщицей» (спортсмен, начинающий выступления. — Авт.), то могла бы завоевать и личные медали на отдельных снарядах. Судьи никогда не ставят максимальные оценки «забойщикам», но даже с искусственно заниженными баллами во всех упражнениях была четвертой. Форма у меня тогда была отличная.
— То есть вы вернулись с Олимпиады разочарованной?
— Что вы?! Тогда мы радовались. Для нас это было счастье. Со временем пришло осознание, что объективно можно было добиться гораздо большего.
— Какие чувства обуревали на пьедестале?
— Мне кажется, никто из нас ничего не чувствовал. Мы просто держались за руки, плакали и говорили друг другу: «Девчонки! Мы первые!»
— А как сказались Игры на травмированной руке?
— По приезде домой сразу же сделали снимок. Заключение врачей было крайне неутешительным. Отчетливо помню их слова: «Нужно срочно и надолго накладывать гипс, существует опасность потерять руку!» Это была правда. Рука настолько ослабела, что я даже не могла держать в ней карандаш. После Олимпиады вся сборная уехала в заграничное турне, а я решила заняться своим здоровьем. Начала потихоньку восстанавливаться, набирать форму к чемпионату мира 1989 года, завоевала там «золото». В 1990 году серьезных турниров не было, ездила только на коммерческие старты, чтобы заработать. В том же году вышла замуж. Но, пожалуйста, не спрашивайте меня о свадьбе, поскольку сейчас состою во втором браке и вспоминать о первом не имею никакого желания. Могу только сказать, что от первого супруга есть сын, которому 14 лет. Он занимается гимнастикой, причем получается у него довольно неплохо.
— Заработать–то хоть удалось?
— Все сбережения вложила в обустройство квартиры, в которой и проживаю до сих пор. К моменту окончания карьеры уже ничего не осталось.
— Опасались входить в обычную жизнь?
— Меня ничто не волновало, мечтала только об отдыхе. С 1991 года начала работать в своей школе тренером–хореографом и трудилась там по февраль нынешнего года.
— А что теперь?
— Безработная.
— И как же так случилось?
— Из–за очередного конфликта с Мищенко, с которым мы вместе учили детей гимнастике в школе. Пока он будет работать, я туда ни ногой. О причинах конфликта ничего не скажу.
— Будете дальше отдыхать или ищите новую работу?
— Надо куда–то устроиться, ведь жить–то мне не за что.
— Подобные трудные финансовые ситуации уже случались у вас в жизни?
— Было много проблем, связанных с деньгами. Частенько приходилось туго, особенно когда в одиночку тянула сына. Да и сейчас не легче. Например, моя последняя зарплата в школе составила 182 тысячи рублей! Такие деньги получала около года. Может, подскажете, как за них можно прожить?
— Не подскажу. А как к вам относятся в родном городе?
— Раньше и узнавали больше, и приглашали на всякие мероприятия куда чаще. Со временем нас все–таки забывают. А это, поверьте, больно и неприятно.
— Хобби есть у вас?
— Вязать люблю. Кстати, очень успокаивает нервы.
— А вы нервная?
— Правильнее сказать, импульсивная. Приду с работы домой и сразу начинаю всех «строить». Родные говорят: «О, ураган прилетел».
— За границу вас когда–нибудь приглашали работать?
— Сразу после завершения карьеры меня очень хотели видеть у себя японцы.
— Почему не поехали?
— Дурочкой, наверное, была. Вообще–то частенько выезжала за границу. Неоднократно была в Америке. В 2002 году отправилась в Катар. Там у меня был контракт на 5 лет, но я выдержала всего 11 месяцев, а потом сбежала, несмотря на очень хорошие деньги. Жара невыносимая, под 50 градусов, плохо отразилась на моем здоровье. К тому же мне не хватало семьи. Я вообще домашний человек. Мне нравится Беларусь, Могилев. А сейчас вот снова приглашают в США...
— Вы востребованы во многих странах, там готовы платить вам большие деньги, а на родине вы согласны работать за копейки, но и этой возможности вам не предоставляют...
— Часто возникает вопрос, мол, почему у нас нет гимнастики? А кто может ей научить? Какая–нибудь девочка, которая придет по распределению из института? А прошедших советскую школу, опытных спортсменок, ставших тренерами, единицы. Кстати, вытянули вы все–таки из меня причину, по которой ушла с работы, хоть и не хотела о ней говорить. Мищенко посчитал, что выпускница университета способна дать детям больше, нежели я...
— Депрессивный какой–то у нас разговор. Давайте поговорим о более светлых моментах вашей жизни. Вспомните детство, то, как вы оказались в гимнастике?
— В гимнастику попала в 5 с половиной лет абсолютно случайно. Нашла меня первый тренер Галина Харкевич в прямом смысле на лестничной площадке. Дочери наших соседей уже занимались гимнастикой, но почему–то перестали ходить на тренировки. Вот наставница и решила проведать их. Увидела меня — маленькую, худенькую, живенькую и пригласила заниматься. Как спортсменка развивалась планомерно и прошла долгий путь: от самых мелких и незначительных детских стартов до Олимпиады. Кстати, хочу отметить, что на протяжении всей карьеры со всех форумов, в которых участвовала, неизменно привозила награды.
— У вас часто был страх перед снарядами?
— У многих спортсменов высокого класса бывает ступор. В мозгу происходит замыкание и гимнаст не может сделать простейший элемент, который на протяжении 20 лет исполнял с закрытыми глазами. Однажды такое случилось и со мной — не могла сделать сальто назад. Не поверите, пришлось разучивать его заново. Как будто только что пришла в гимнастику. Еще один сбой произошел в 1987 году на чемпионате мира. На одной из разминок мостик мне поставили на неправильное расстояние. Не знаю, специально это было сделано или нет. В общем, эти сантиметры не позволили точно попасть руками на коня, в полете полностью растерялась, не знала, что делать, в мозгу произошел настоящий сбой. Грохнулась. Три дня боялась выходить на тренировки.
— Какой ваш любимый снаряд?
— Брусья. А вольные упражнения давались сложнее всего. Но в целом достойно могла исполнить любой вид программы. Сейчас в этом плане атлетам полегче, можно специализироваться на одном снаряде и выступать исключительно на нем. В мое время, чтобы попасть в сборную, нужно было уметь абсолютно все.
— Вы бы что–то изменили в своей жизни?
— Не завершила бы карьеру так рано. А в обычной жизни вряд ли. Сейчас у меня есть любимая семья, благодаря которой я очень счастлива.
Справка «СБ»
Светлана Николаевна Баитова. Родилась 3 сентября 1972 года в Могилеве. Заслуженный мастер спорта. Чемпионка Олимпийских игр в командных соревнованиях (1988 г.), чемпионка мира (1989 г.), серебряный призер чемпионата мира (1987 г.), абсолютная чемпионка СССР (1986 г.). Почетный гражданин Могилева.
Бриллиантовая рука
Светлана Баитова выиграла олимпийское «золото», выступая со сломанной рукой