ЕС и Великобритания не договорились о торговой сделке

Brexit по-прежнему в тумане

На минувшей неделе в ЕС прошел двухдневный саммит, одним из центральных вопросов которого были дальнейшие взаимоотношения с Великобританией. 15 октября истек срок ультиматума, выдвинутого британским премьером Борисом Джонсоном. К этой дате Брюссель должен был принять британские условия по заключению торгово-экономической сделки, в соответствии с которой стороны будут взаимодействовать после 31 декабря, когда истекает срок переходного периода после Brexit.


ЕС, однако, отказался идти на уступки Великобритании. Это означает, что после завершения переходного периода между Брюсселем и Лондоном будут действовать стандартные нормы и правила ВТО, восстановят полноценный пограничный режим.

Камнем преткновения для заключения сделки между ЕС и Великобританией стал ряд вопросов. Брюссель требовал, чтобы Великобритания осталась в зоне юрисдикции европейских судов, а также продолжала соблюдать европейские стандарты и нормы в области производства и торговли. Такие требования обусловлены опасениями нечестной конкуренции со стороны Великобритании. В ЕС опасаются, что Лондон начнет пренебрегать европейскими требованиями в сфере трудового законодательства и экологической безопасности, тем самым способствуя удешевлению собственной продукции и демпингу на европейском рынке. Кроме того, ЕС требовал сохранения доступа для европейских рыболовов к британским территориальным водам. В обмен на это Брюссель обещал Лондону льготы на европейском энергетическом рынке и ряд других уступок.

Правительство Джонсона, однако, считает такие требования неприемлемыми и сводящими на нет выгоды, которые Лондон рассчитывает получить от освобождения из европейских объятий. Переговоры, таким образом, окончательно зашли в тупик, и теперь сторонам остается чуть более двух месяцев, чтобы подготовиться к жизни в новых условиях.

Брюссель и Лондон продолжают бравировать и заверять, что ничего катастрофического в происходящем нет. Более того, нельзя исключать, что сделка между берегами Ла-Манша все же будет заключена, когда прояснятся последствия жизни врозь.

То, что разрыв не будет простым как для Европы, так и для Великобритании, достаточно очевидно. ЕС теряет свою вторую экономику и одного из основных доноров европейского бюджета. Это означает, что бюджетная нагрузка на оставшихся членов объединения возрастет, а дотации, за счет которых во многом живут бедные страны Восточной и Южной Европы, существенно сократятся.

Уменьшатся возможности по экспансии ЕС в так называемые зоны восточного и южного соседства. Да и в целом идея расширения ЕС становится все менее популярной — достаточно взглянуть, с какими трудностями на пути в ЕС сталкиваются Северная Македония и Албания, членство которым было обещано уже давно.

Впрочем, самой Великобритании закрытие европейских рынков также не несет ничего хорошего. Введение заградительных пошлин серьезно ударит по конкурентоспособности британских производителей, а диверсифицировать торгово-экономические связи не так-то просто. Джонсон рассчитывал на заключение торгового соглашения с США, однако в случае поражения Трампа на предстоящих в ноябре президентских выборах (а это весьма вероятно) политика Вашингтона может измениться в неблагоприятную для Лондона сторону.

На фоне возможных экономических трудностей наверняка обострятся региональные противоречия. Опросы в Шотландии показывают небывалый взлет популярности сепаратистских настроений: отделение от Великобритании сегодня готовы поддержать 58 процентов шотландцев. Неурегулированный вопрос о границе между Ольстером и Ирландией также способен преподнести Лондону немало неприятных сюрпризов.

Одним словом, складывается ощущение, что от Brexit проигрывают все вовлеченные в него стороны.

vs.shimoff@gmail.com

yandex.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter