Около полусотни поисковиков принимают участие в Вахте памяти в Шкловском районе

Бойцы из дивизии, пропавшей без вести

У деревень Августово и Нижние Пруды Шкловского района, на местах, где летом 1941-го шли кровопролитные бои, с 13 мая работают представители 52-го отдельного специализированного батальона Министерства обороны, бойцы Могилевского областного клуба «Виккру» и поисковой группы «Мемориал» из Шклова. Их задача — поднять и в последующем перезахоронить с почестями героев, оставшихся на этой земле навсегда. А если повезет, то и установить имена защитников Отечества, которые до сих пор числятся пропавшими без вести. В экспедиции приняла участие и корреспондент «СГ».


Шли назло ветрам

На Вахту памяти в этот четверг прибыло около 50 ребят в камуфляже, резиновых сапогах, с лопатами и щупами. С погодой не повезло: с самого утра небо затянуло тучами, зарядил дождь. Но виккровцы работу не сворачивали — не из тех, кто пасует перед трудностями. Они ради благого дела и в болото полезут, и танк из-под земли вытянут.

— Мы люди подготовленные, к тому же многие прихватили с собой плащи-дождевики, — улыбается опытный поисковик из Могилева Владислав Степанищев, стаж которого в «Виккру» 11 лет.

Владу 33 года, он старший охранник в супермаркете, с детства интересуется военной историей: 

— Мой прадед Антон Максимович Дубиковский ушел на войну, оставив дома жену и маленьких сыновей. Погиб 16 октября 1943-го в бою под Ленино, что в Горецком районе. Ему тогда было примерно столько лет, сколько мне сейчас. Кстати, я родился 17 октября 1987 года.

Поисковик Владислав Степанищев держит кожаный патронный подсумок, на котором есть фамилия солдата, погибшего в 1941-м.
Влад вместе с другими ребятами работал в лесу у деревни Августово. Сюда на разведку он выезжал еще прошлой осенью. В первый день Вахты памяти подняли останки двух красноармейцев, при них обнаружили патронный подсумок и фляжку, на которых читаются фамилии: «Шулаев» и «Конов М. М.».

— Это, конечно, большое подспорье. Будем устанавливать, откуда эти герои, в каком полку служили, — отмечает бессменный руководитель «Виккру» Николай Борисенко. — Правда, это могут быть не их вещи. В войну так случалось: погиб боевой товарищ, а другой взял его фляжку... На месте, где мы сейчас, был стык двух наших дивизий: в конце июня 1941-го сюда прибыли 110-я стрелковая дивизия, сформированная в Туле, и 53-я стрелковая, сформированная в Саратове, заняли оборону на рубеже от Шклова до Могилева. В ночь на 11 июля немцы в районе Августово форсировали Днепр, наши пытались их остановить. Но самые жестокие бои, по рассказам старожилов, были в этих краях, у деревень Августово и Нижние Пруды 14—15 июля 1941-го. Сколько красноармейцев тут полегло, до сих пор неизвестно. Счет идет на сотни. 110-я дивизия, которую называют дивизией пропавших без вести, насчитывала около 12 тысяч человек, 53-я — тысяч 8…

«Поле было усеяно телами воинов»

— От 90-летней жительницы Августово Татьяны Дмитриевны Березковой знаю, что творилось тут летом 1941-го. Она тогда была совсем девчонкой, но то, что увидела, не забудет никогда. Все поле от окраины села до леса было в окопах и буквально усеяно после боя телами наших солдатиков, — рассказывает заведующий Домом-музеем Петра Алейникова в деревне Кривель Юрий Махорин, специально прибывший на Вахту памяти. — А еще она помнит, как местный дед по фамилии Новик после сражения запряг вола в телегу и поехал собирать убитых «мальчиков». Потом сельчане их вместе хоронили на кладбище в братской могиле, плакали: «Они ж такие молоденькие!» Кого не смогли перенести, закопали тут же, на поле, в лесу. Дмитриевна мне показывала места, где лежат… 

Поиски в Шкловском районе продлятся до 21 мая. Кстати, деревню Августово фашисты сжигали дважды, но она возрождалась из пепла, отстраивалась.


— Сегодня здесь всего пять постоянных жителей, разве только летом приезжают дачники, — вздыхает Махорин. — А лет 30 назад 60 хат было, и в каждой большая семья. Местных знал по имени-отчеству, потому что в ту пору заведовал фермой в Августово. Только из этого села у меня было восемь доярок, четыре скотника, два конюха…

Полевые уроки истории 

Среди тех, кто принимает участие в нынешней экспедиции, — ученик Могилевской гимназии № 1 Тимофей Башаримов. 13 мая, когда стартовала Вахта памяти, ему исполнилось 15 лет. И подросток решил отметить день рождения в таких вот походных условиях.

Поисковики поднимают останки солдат.

— Как-то на уроке истории спросили, кто хочет принять участие в поисковых работах, и мы с другом сразу руки подняли. Так что сегодня мое боевое крещение, — не по возрасту серьезен Тимофей. — Эмоции зашкаливают. Одно дело, когда ты книгу читаешь или фильм смотришь, совсем другое — когда видишь человеческие останки, поднимаешь их из земли… У меня в семье оба прадеда воевали: один вернулся с фронта, другой дошел до Берлина и погиб…

К слову, в нынешней экспедиции много молодежи: учащиеся гимназии № 1, средних школ № 1 и № 34 Шклова (самый младший — четвероклассник Дима Беляев).


— У каждого кто-то из близких был на фронте, в партизанах. Дети интересуются историей, знают биографии предков-героев. Один из наших девятиклассников — правнук Герасима Семеновича Денисова, командира отделения 425-го полка 110-й стрелковой дивизии. При обороне Днепровского рубежа он был ранен, — детализирует заместитель директора СШ № 34 Галина Беляева. — Участие в Вахте памяти дает ребятам возможность прикоснуться к подвигу, осознать, насколько тяжела поисковая работа. Кстати, мы мечтаем создать городской молодежный поисковый отряд, чтобы уже на постоянной основе выезжать в такие экспедиции вместе с виккровцами.

Главный хранитель фондов районного историко-краеведческого музея Юрий Денисенко, выпускник истфака МГУ имени Кулешова, в экспедиции впервые. И тоже под впечатлением:

— Ежедневно трогаю историю руками — такая работа. Но одно дело находиться в кунсткамере, совсем другое — в поле, под открытым небом. Военная история вызывает живой интерес: читаю научную литературу, знаю, сколько соотечественников погибло в годы войны. Но цифры людей все же обезличивают. А здесь все иначе: берешь в руки простреленную каску — и дрожь по телу. Представляешь, сколько лет было погибшему, откуда он, успел ли до войны обзавестись семьей, знает ли она, где он погиб…

За один день в Шкловском районе подняли останки 9 бойцов. Их с почестями перезахоронят в одной из братских могил. По словам руководителя шкловской поисковой группы «Мемориал» Ирины Гапеевой, на территории района 54 воинских захоронения, из которых 7 имеют статус памятника истории республиканского значения. Фамилии около 800 героев, упокоенных в них, удалось установить. 

Поиски продолжаются… 

kislyak@sb.by

Фото Мариам ТАБАГАРИ и Светланы БОРИСЕНКО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter