Моя девчачья лента в «Инстаграме» (а эта соцсеть у меня исключительно для души и услады глаз) в последнюю неделю превратилась в руины. Все горит, пылает, взрывается и трещит по швам. Открываю сторис — сплошные перепосты фейков о «бомбежках мирных жителей» Украины со стороны российских и белорусских военных. Дальше — больше. К рекламе в соцсетях вроде бы все привыкли. Ну что там обычно у меня выскочит: книги, парфюм, платья, туры в солнечную страну… Сейчас такой контент потерялся. Десятки рекламных сообщений (со страниц тренера по йоге или, например, поддельных аккаунтов государственных телеканалов): «прекратите отправку белорусских военных в Украину», «мама, не отпускай меня на войну» и прочее в таком роде. Очевидно, военные действия уже давно переместились в информационное пространство. Мы действительно все — участники информационной войны.
Сдвиг по фазе
Подмена понятий и жонглирование фейками — это одна из отличительных черт виртуальной реальности, в которую нас погружают сегодня соцсети. Информационная агрессия вышла на новый виток: фейковые новости рассылаются от реальных СМИ через платформы американских IT-гигантов. На одном только Facebook ежедневно можно найти тысячи фейковых призывов и сообщений якобы от лица государственных СМИ и компаний.Непроверенные факты, постановочные съемки, откровенные вбросы, нарезки из видеоигр — все это выдается за правду. Виноградный сок становится кровью, свободный референдум в Беларуси превращается на картинке в агитку с «кровавым диктатором», и несть этому числа. Пока Россия проводит спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины, в интернете воюют хакеры и айтишники.
Так называемая киберполиция Украины (они сами себя так назвали) в минувшие выходные, например, атаковала «ресурсы агрессора»: массивным кибератакам подверглись сайты госорганов и госСМИ в России и Беларуси. Украинской стороне с белорусской территории уже, кажется, из каждого утюга рассказали и пояснили: наши солдаты не воюют в Украине, белорусская сторона предпринимает все для того, чтобы содействовать миру между славянскими народами. Но реклама упорно долбит: мол, белорусские матери отправляют сыновей как пушечное мясо на войну. И находятся же те, кто в это верит…
Директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты России Екатерина Мизулина на днях привела шокирующие цифры:
— На таргетированную рекламу в социальных сетях тратится не менее 50 тысяч долларов в сутки только на территории России. Без учета территории Республики Беларусь, без учета Украины и других государств, где такая реклама распространяется.По оценкам наших специалистов, более миллиарда рублей уже потрачено на эту информационную атаку. Мы считаем, что она будет только расти, только усиливаться.
Эксперты говорят: только на начало этой недели в интернете было уже около 1,3 млн фейковых публикаций о ситуации в Украине.Да и чему удивляться, если в свободном доступе можно найти украинские телеграм-чаты, где пользователи координируют информационно-психологические атаки на Беларусь и Россию и делятся результатами продвижения «антивоенной рекламы». А в России, например, пытаются массово скупать интернет-площадки для украинской пропаганды…
Это другое
Очевидно, огромные средства на информационную войну выделяет Запад. Вводя жесткие экономические санкции против России, параллельно ведется работа и по созданию образа «кровавого агрессора», который готов едва не взорвать весь мир. Правда, стоит напомнить тем же США о том, сколько жизней унесено в развязанных ими конфликтах, есть риск моментально попасть в бан.Интересный эксперимент провел житель сербского Кралево Vladan Milicivic. На своей странице он опубликовал фотографии с разрушенными жилыми домами, горящими школами и детскими садами. Эту подборку он разослал по пабликам граждан США, Великобритании и Австралии и просил их поддержать невинно пострадавших мирных жителей.
Пользователи «Фейсбука» решили, что снимки сделаны в Украине. Фотографии отправились гулять по сети дальше с пометкой, что это горящие Харьков и Киев. После того как эти фотографии набрали тысячи лайков, комментариев и репостов, Vladan Milicivic написал, что кадры сделаны во время натовских бомбардировок Югославии в 1999 году. Автора тут же заблокировали, а репосты и комментарии вдруг магическим образом исчезли… Потому что, вы же понимаете, это другое.
…Пока я писала этот текст, в школьный чат пришло сообщение от классного руководителя моей дочери-пятиклассницы: «Огромная просьба к каждому из вас!!! Следите за телефонами ваших детей (соцсети, галерея и т. д.). Они очень любопытны и не всегда понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Спасибо за понимание».
Меня можно назвать какой угодно мегерой, но да, у моего 11-летнего ребенка (в отличие от многих ее одноклассников) нет «Тик-Тока», «Фейсбука», «Инстаграма» и прочих «вконтактов». Потому что, увы, я вижу, как в этой информационной войне каждый день сносит мозги взрослым.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Мы планировали совещание с Правительством, посвятив его ряду экономических проблем страны. Однако последние события в мире, а главное, их спекулятивная интерпретация в СМИ, интернет-пространстве, особенно от наших беглых мерзавцев с домыслами и наглым враньем, предопределили новый формат встречи и более широкий состав участников с приглашением членов Совета Безопасности и наших специалистов, которые ведут информационное противоборство, не скрою, войну.
(1 марта 2022 г., на совещании с членами Совета Безопасности и руководством Совета Министров.)