Большой новогодний бал в Большом театре полностью сломал прежние условности

Кружились в вальсе влюбленные пары. В разогретом воздухе перемешивались, сталкивались, трепетали белые воздушные шары и обрывки мелодий. Все закутки, фойе, галереи наперебой зазывали играми, мастер-классами и прочими интеллектуальными забавами, куда как более интересными, чем любой буфет. И хоть гостей, по понятным причинам, в этом году было меньше обычного, повеселились на славу. А заодно опробовали новый дерзкий формат, который совершенно поменял роли театра и публики, допустив ее в святая святых – на сцену.


– Как только открылся после реконструкции наш театр, я с режиссером Галковской был одним из инициаторов проведения первого бала, – рассказывает автор идеи, директор Большого театра Александр Петрович– Потом я ушел и долгие годы только слышал о бале. А в прошлом году вернулся – теперь уже директором Большого, – посмотрел и понял, что нашему балу не хватает пространства. Ведь для чего люди приходят на бал? Женщины – для того, чтобы показать свои наряды и своих партнеров. Они хотят, чтобы ими восхищались. Но когда танцуют в фойе, ничего такого не происходит, все сливается в единую массу, и это столпотворение не имеет в себе той настоящей красоты, которую должен иметь бал.


Тогда у директора и возникла идея перенести бал на сцену.

– Сцена – это воздух. Это возможность шире распахнуть движения. Танцуя на сцене, каждый участник бала может представить себя: мужчина  – принцем, а женщина  – принцессой.

Тем не менее решение далось непросто.

– Мы очень долго совещались с ребятами, с постановочной группой, – вспоминает Александр Евгеньевич. – Они сомневались, что это вообще возможно. Беспокоились, готовы ли наши гости танцевать перед публикой в зале, и не случится ли так, что наклон сцены, необходимый для артистов балета, помешает им танцевать.




Но когда начались репетиции – а подготовка к балу и разучивание танцев длятся месяцами, – всякие сомнения сразу же отпали. 

– Однажды вечером я проходил мимо сцены, – продолжает свой рассказ Александр Евгеньевич. – А в это время наш балетмейстер Юлия Дятко репетировала с ребятами, и я увидел их лица.  В них была такая одухотворенность! 

Постановочная часть, технические работники волновались, что гости бала – а это люди, далекие от артистических профессий, – не сумеют вписаться в жесткие правила поведения на сцене. Но и эти опасения оказались беспочвенными.

– Руководитель художественно-постановочной службы Татьяна Ереза удивлялась, что наши гости, как часики, выполняли все ее просьбы. Дисциплина, как в настоящем классическом балете! 

И результат соответствующий. Хотя, казалось бы, многие участники бала уже вышли из балетного возраста и балетной комплекции. 

– На сцене каждого видно очень хорошо, – говорит Александр Евгеньевич. – Видны их старания. Хотя бы то, что они не профессионалы, но четко, по-балетному, держат линию!


И безупречно слышат музыку, со своей стороны добавлю я. При том, что музыка не такая уж простая для восприятия и танца. Полонез из оперы «Евгений Онегин». Вальс («Танец невест») из балета «Лебединое озеро». Польки из балетов «Баядерка» и «Эсмеральда». В пеструю канву Торжественного бала органично, безо всяких швов вплелись концертные номера в исполнении хора, солистов и балета Большого театра. 

– Раньше центр тяжести смещался в концертную программу, – улыбается Александр Евгеньевич, – а сейчас концерт – это разбавка, и очень важно, что у нас получилось единое целое.

Торжественный бал на сцене театра, завершившись, выплеснулся в фойе бельэтажа, где проходил бал Староновогодний. Так его назвали в театральной программке. 

Играл все тот же оркестр, выступали лучшие солисты, но оперные и балетные номера сменились задорными мелодиями Штрауса, Легара, Дунаевского. Был тут и танец из «Полесской сюиты» Евгения Глебова (ну как обойтись без белорусской музыки?), и танго, и мелодии из классических американских мюзиклов, и сиртаки, и рок-н-ролл, в котором зажигал не кто-нибудь, а тончайший мастер оперного и романсового исполнительства Юрий Городецкий.


И все это было поводом для танцев, в которых особенно ярко блистали участники Торжественного бала. Они задавали тон, придумывали, что и как танцевать под пение Владимира Петрова, Юрия Городецкого, Татьяны Третьяк, Елены Сало и других наших оперных звезд.  Меня поразило, сколько свободы, откровенного веселья и радости было в их танцах, но нигде, ни в одно мгновение я не заметила отступлений от канонов хорошего вкуса, элегантности и красоты. Уроки Юлии Дятко и ее ассистентов явно не прошли даром!

А остальные смотрели и тихо завидовали. Хотя ничто не мешает им на будущий год записаться в участники Торжественного бала и насладиться танцами на полную катушку.

Довольны и организаторы.

– Меня порадовало, что за такой короткий срок – пандемия не дала нам возможности хорошо поработать, – наши гости усвоили все пожелания хореографа и постарались показать себя танцорами и участниками бала, – говорит Александр Петрович. – Радует, что нам удалось осуществить нашу задумку и поднять наш бал на новую высоту. Надеюсь, что в ближайшие два-три года мы по эстетике выйдем на уровень Венской оперы. Наша публика этого достойна!





Фото предоставлены Большим театром
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter