«Формула-1». Гран-при Великобритании. Квалификация

Больше полувека спустя

Кто бы мог подумать и предположить, что именно в Сильверстоуне давнее достижение сможет повториться? С этого британского автодрома начиналась в далеком 1950-м история «Формулы-1». А в последний раз три британских гонщика возглавляли протокол по итогам квалификации в 1968-м. Было это в Южной Африке в начале сезона. И это были Джимми Кларк, Грэм Хилл и Джекки Стюарт. В этот раз переполненные трибуны автодрома чествовали своих соотечественников Джорджа Рассела, Льюиса Хэмилтона (оба — «Мерседес») и Ландо Норриса («МакЛарен»). Именно они будут задавать темп пелотону, состоящему из 20 машин, на старте сегодняшней гонки. 

Ландо Норрис стартует третьим, но его шансы на победу самые высокие

Не прошло и недели после предыдущего Гран-при, проходившего в австрийском Шпильберге, как пилоты 10 команд чемпионата Больших призов вновь схлестнулись в интересном и жестком сражении за выяснение вопроса, кому и в каком порядке стартовать в уже 12-й в этом сезоне гонке. 

Британская погода на руку британцам

Откровенно говоря, родные стены не всегда помогают местным гонщикам, хотя известная поговорка родилась все же не на пустом месте. Но в этот раз переменчивая британская погода в Сильверстоуне способствовала почему-то именно своим соотечественникам. Две сессии свободных заездов в пятницу возглавлял Ландо Норрис, утром в субботу самым быстрым на одном круге был Джордж Рассел. Болид «Ред Булл» Макса Ферстаппена упорно отставал от лидеров. Почитатели австрийской «конюшни» надеялись, что их кумир, действующий чемпион, в момент непосредственно самой квалификации сможет вновь всех удивить и выбиться в лидеры, повторив свой прошлогодний успех в Сильверстоуне. 

У Макса Ферстаппена есть повод огорчаться после всего лишь четвертого места в квалификации

Но, увы, нидерландец сумел стать лишь четвертым по итогам официального субботнего хронометража. Его отставание от обладателя поула составило почти 0,4 секунды.

А триумфаторами вчерашней квалификации были в этот раз пилоты «Мерседес». Постоянно меняющаяся британская погода бросила вызов командам и гонщикам. Решения о переходе с промежуточных шин на слики и наоборот должны были приниматься быстро, порой даже с некоторой долей авантюризма. Кому-то это удавалось сделать в самый оптимальный момент, а кого-то несвоевременный выпуск их гонщика из боксов на трассу на несоответствующем в данный момент типе шин отбрасывал за пределы ожидаемых результатов. 

Пилоты «Мерседес» будут стартовать с первого ряда

И снова Серхио Перес…

Мексиканцу действительно в этом сезоне упорно не везет. Еще ни одной гонки и даже квалификации он не смог провести на должном уровне после долгожданного подписания своего контракта с командой «Ред Булл». Вот и на автодроме Сильверстоуна черная полоса для Серхио продлилась с удивительным постоянством. 

Промежуточные и дождевые шины. На скорости их различают по зеленому и синему цветам ободков

Когда уже в первом сегменте трасса стала подсыхать, пилоты один за другим стали переходить с промежуточных шин на слики. Для новичков из числа наших читателей поясню. В «Формуле-1» существуют три типа покрышек. «Дождевые» имеют глубокий протектор, который способен отводить большие потоки воды из-под колес, спасая гонщиков от аквапланнинга. Слики фактически не имеют рисунка протектора и выглядят абсолютно гладкими. Промежуточные шины — это среднее между первым и вторым типом шин. У них есть небольшой рисунок, позволяющий ехать как на мокром асфальте, так и при начинающемся дожде. Помимо этого, слики различаются еще на несколько подвидов, в зависимости от их жесткости: «Hard», «Medium», «Soft». Обычно перед моторхомом итальянских шинников «Перелли» можно в паддоке лицезреть всю гамму шин, привезенных ими на гонку. 

Слева — направо: Soft, Medium, Hard. Они отличаются по красным, желтым и белым ободкам

Серхио Перес — нет поводов для радости

Серхио Перес был уже в числе последних, кто рискнул перейти на слики. Но он стал первым, кто не справился со своей машиной на мокром от дождя, но уже подсыхающем асфальте. Его болид потерял управление, и мексиканскому гонщику пришлось слегка проехаться по гравию, остановившись в этой ловушке безопасности. Задние колеса его «Ред Булл» при попытке тронуться с места пробуксовали. Это и не удивительно. При попадании в зону гравия, если пилот допустил полную остановку своей машины, выбраться из этой «ловушки» редко кому удается. 

Мексиканец не глушил двигатель и не покидал болид. Появившиеся сначала в этом месте желтые флаги, а затем и красные по всему автодрому остановили первый квалификационный сегмент за 7 минут до его окончания. Серхио ждал помощи от маршалов, показывая им жестами свою просьбу вытолкнуть машину в сторону асфальтной полосы. Но те не торопились дотрагиваться до застрявшего в гравии болида. 

Даже если большинство из привлекаемых для обслуживания гонки маршалов — это британцы, которые явно болеют за своих «земляков», трудно их упрекнуть в неоказании помощи гонщику «Ред Булл». С формальной точки зрения они все выполнили согласно установленному регламенту и соответствующей данному моменту процедуре. Уточнили, все ли в порядке с гонщиком, дождались эвакуатора и ждали, когда пилот покинет машину. Эвакуация вместе с гонщиком запрещена. А Перес со своей стороны ждал, что его вытолкают из гравия, и он сможет продолжить квалификацию. Но этого не произошло. И мексиканцу пришлось вылезать из кокпита болида. Это значит, что дальнейшего участия в квалификации он не имел права принимать.

Серхио Перес выступает все хуже и хуже

По правде сказать, помощь маршалов в виде подталкивания застрявших в зоне безопасности болидов — это достояние прошлого. В нынешней «Формуле-1» это практически не применяется. Тем более закопавшуюся задними колесами в гравий машину не так и легко оттуда вытолкнуть. Понадобится помощь не менее 6—8 человек. А на ближайшем посту, возле которого случился этот инцидент, вряд ли там будет более 3–4 человек. Да и мест, куда приложить руки на болиде, чтобы его вытолкнуть, не хватит для большого числа «помощников». 

А вот в гонках на выносливость, например, 6 часов Спа или 24 часа Ле Мана, маршалам частенько приходится выступать в такой роли спасителей, а не в традиционной форме спасателей для пилотов. 

Показанного мексиканским гонщиком времени хватило лишь для старта с 19-го места. Да и то потому, что Пьер Гасли получил штраф за сверхплановую замену двигателя на своем «Альпине». 

А также Нико Хюлькенберг…

В числе аутсайдеров на старте сегодняшней гонки из-за непредсказуемости британской погоды оказалась странная компания. Ни второй пилот французской команды Эстебан Окон, ни Кевин Магнуссен из «Хаас» явно не собирались стартовать в арьергарде. Тем более что напарник датчанина Нико Хюлькенберг показал удивительный для своей скромной машины результат. Сначала он пробился из второго квалификационного сегмента в третий, чего не смог сделать на «Феррари» Шарль Леклер. А затем уже в финале немецкий гонщик сумел проехать свой зачетный круг быстрее, чем еще один пилот скудерии Карлос Сайнс. Итальянский мотор, устанавливаемый на машинах «Хаас», в сочетании с опытом Нико позволил Хюлькенбергу занять седьмое место. Позади немца в финале квалификации остались еще и оба пилота «Астон Мартин», а также Александр Элбон из команды «Уильямс». 

Нико Хюлькенберг — собственной персоной

В пятницу накануне стало известно, что на следующий сезон в американской «конюшне» подписали контракт с пилотом из «Формулы-2» Оливером Берманом. Юная британская надежда уже имеет в своем багаже одну вполне успешную гонку, когда он в начале этого сезона заменял Карлоса Сайнса из-за срочной операции по поводу аппендицита. Руководство команды «Хаас» уже заявило о своем интересе на следующий год в напарники Оливеру взять опытного пилота. В этой роли Нико Хюлькенберг был бы как раз кстати, но у немца уже имеется перспективный долгосрочный контракт с «Ауди», которая выкупила команду Петера Заубера. Швейцарец в последнее время стал появляться в паддоке на европейских Гран-при. Истинная легенда «Формулы-1». Его частная «конюшня» оставила запоминающийся след в Больших призах. 

Нико Хюлькенберг вновь удивил, квалифицировавшись шестым

В предстоящей гонке Нико вряд ли удастся повторить успех предыдущего этапа в Австрии. Напомню, там Хюлькенбергу удалось сдержать на последних кругах атаки «Ред Булл» Серхио Переса и финишировать шестым. В Сильверстоуне это сделать будет сложнее. В основных конкурентах у Нико в сегодняшней гонке будут поначалу Карлос Сайнс и Лэнс Стролл. От того, как сложится противостояние Нико с этими пилотами, и будет зависеть, скорее всего, окончательный результат пилота «Хаас». 

«Мерседес» и «МакЛарен» — кто быстрее?

С самого начала этого гоночного уик-энда пилоты этих команд попеременно возглавляли зачетные протоколы. Они были настолько быстры, что действующему чемпиону Максу Ферстаппену, несмотря на все качества его нынешнего болида, все никак не удавалось приблизиться к лидерам. В завершающей части квалификации он сумел лишь опередить юное австралийское дарование Оскара Пиастри, да и то всего на каких-то 0,03 секунды. Поэтому вряд ли в предстоящей гонке «Ред Булл» будут диктовать условия, как это было в последние пару лет и в первой половине этого сезона. В лучшем случае Макс может рассчитывать лишь на подиум, но вряд ли на победу. 

Оскар Пиастри будет стартовать вслед за своим напарником и Максом Ферстаппеном

Впрочем, я могу и ошибаться со своими прогнозами. В конце концов, есть еще и обещанный британскими синоптиками дождь, что и вовсе делает предстоящую гонку непредсказуемой.

После квалификации, отвечая на вопросы Дэвида Култхарда, гонщики «Мерседес» выглядели по-разному. Неимоверно счастливый Джордж Рассел, которому удалось завоевать второй в этом сезоне и третий в карьере поул, не скрывал своей радости. И британец даже успел вчера пообещать своему инженеру по радио на круге возвращения в боксы, что он обязательно выиграет эту гонку. Это настораживает. В гоночных кругах не принято давать подобные обещания перед гонкой. 

Льюис Хэмилтон. Будет ли дождь во время гонки в Сильверстоуне?

Льюис Хэмилтон тоже был доволен результатом, хотя и надеялся, что поул все же достанется ему. Вопрос решили последние секунды, на которых его напарник сумел проехать третий сектор так быстро, что перекрыл и свое отставание на первом секторе круга, и созданное в последней попытке Льюисом преимущество. Это, безусловно, сдерживало британского чемпиона от того восторга, который демонстрировал Джордж. Но тем не менее нельзя не признать, что старт обеих машин «Мерседес» с первого ряда — это уже огромный успех. Тотто Вольф в своем интервью журналистам так и отметил, что они и мечтать не могли в команде в начале сезона о подобном результате. 

Кстати, во время пост-квалификационной фотографии на фоне плаката данного Гран-при поначалу тройка победителей квалификации разместилась не в том порядке, как следовало. Льюис занял не второе место, а третье. Отвык, видимо, британский чемпион от подобных успешных выступлений по субботам. И лишь через несколько секунд Норрис и Хэмилтон поменялись между собой местами. Пилот «МакЛарен» на стартовой решетке будет вместе с Максом Ферстаппеном на втором ряду. 

Гонка в Сильверстоуне начнется в 17:00 по минскому времени.

Фернандо Алонсо уступил напарнику в финале квалификации и будет стартовать десятым

Марк Изола — от правильного выбора шин будет зависеть многое в гонке
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter