Вновь мы с трепетом внимаем ангельским словам, возвещающим о величайшем событии в истории человечества: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).
Каждый из нас сегодня становится свидетелем исполнения древних пророчеств о спасении человека и вместе со святителем Григорием Богословом постигает тайну пришествия в мир Спасителя: «Безплотный воплощается… Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало. Сын Божий становится Сыном Человеческим».
Любовь Бога к человечеству настолько велика, что Он не просто посылал к нему пророков и судей, через которых учил заповедям, но отдал «Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Поэтому неслыханные прежде миром слова, возвещенные апостолом Иоанном Богословом: «Бог есть любовь» — это не плод богословских размышлений. Они засвидетельствованы Рождением Спасителя, Его земной жизнью и общественным служением, Его проповедью и чудесами, Крестной смертью и Воскресением.
Именно поэтому наши сердца исполнены сегодня такой неизреченной радости и духовного ликования. Сын Божий вошел в наш мир и на веки вечные соединил Себя с человеком, уподобившись нам во всем, кроме греха, даруя радость вечной жизни, полноты бытия с Богом: «Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася, пеленами, Спасе, повиваемому тебе» (Предпразднство. Канон). И, по слову святителя Илариона Киевского, уже не теснится в узах закона человечество, «а в Благодати свободно ходит».
«Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14), — вот уже более двух тысяч лет эти ангельские слова звучат и как обетование, и как призыв. Призыв созидать Царство Небесное в своей душе, хранить мир и любовь между людьми. Порой нам кажется, что от нас мало что зависит, что всё в нашей истории решается «сильными мира сего». Но Господь родился не в царских чертогах, а в простой пещере, был положен в ясли для скота и тем самым показал, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).
Заботы о хлебе насущном, благополучии и общественном благе — все это, несомненно, важно и требует нашего участия, пока мы живем на земле. Но не в этом основание истинной жизни человека. Сколько бы люди ни пытались разрешить общественные противоречия и построить гармоничное общество, усилия не принесут добрых плодов, пока не будет мира в человеческой душе.
А этот мир достигается борьбой с грехом и неправдой в своем сердце, деланием добрых дел и милосердием к ближним. Именно в этом источник благих изменений во всех областях человеческого бытия, и Господь через апостола призывает нас: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол. 3:14).
Поэтому так важны повседневные и постоянные добрые дела, даже если они не представляются нам чем-то значительным и великим.Ими и составляется то, что привлекает милость Божию на землю нашу и наш народ, и созидает прочный фундамент для семейной, общественной и личной жизни.
Памятуя об этом, наполним нашу жизнь благодарностью Богу, радостью о Его великих благодеяниях и делами милосердия, ни при каких обстоятельствах не станем унывать и печалиться. Будем источником мирного и благочестивого духа для всех, кто нас окружает.
Дорогие братья и сестры! Поздравляя всех вас с великим праздником Рождества Христова и Новолетием, молитвенно желаю, чтобы ваши сердца исполнялись светлой радостью о Родившемся Господе, чтобы мир и согласие пребывали в каждом доме, семье, во всем нашем Отечестве и за его пределами. Доброго вам здравия, помощи Божией во всех трудах, и пусть каждый день вашей жизни будет освещен светом Вифлеемской звезды.
Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.