Нужно полнее раскрыть потенциал промышленного туризма

Ближе к делу

Сфера промышленного туризма в Беларуси и на пространстве Союзного государства только наращивает свой потенциал. Внимание к этой отрасли закономерно возрастает. В 2023 году белорусские предприятия посетили более 93 тысяч туристов, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее. Люди открыли для себя, что промтуризм — это очень интересно. Однако восприятие его сегодня меняется. Промышленный туризм — это не только увлекательные экскурсии, но и возможность на время погрузиться в профессию и почувствовать гордость за предприятие. Многим он помогает понять логику и стратегию производств, уловить тенденции в промышленной сфере и международном взаимодействии.

Промышленный туризм — это не просто экскурсии, а еще и возможность на время погрузиться в профессию.
РИА НОВОСТИ

Для государства и предприятий данное направление — уникальная возможность целевой и адресной коммуникации с гражданами. В первую очередь оно должно быть ориентировано на патриотическое воспитание молодежи. Демонстрация достижений промышленности поможет молодым людям поверить, что они способны на большие свершения, как и прошлые поколения.

Дмитрий Голубничий.
Для Беларуси как индустриально развитого государства сфера промышленного туризма обладает особой значимостью, поскольку формирует возможности демонстрации национальных достижений. Согласно проведенным Белорусским институтом стратегических исследований социологическим исследованиям (в рамках проекта «Пульс общества»), отечественная промышленность в сознании граждан ассоциируется с брендом государства. В частности, отвечая на вопрос, что является белорусским брендом, многие респонденты делали акцент именно на этом: «Качество промышленных товаров, одежда, обувь, постельные принадлежности и белье, трикотаж и натуральные продукты пищевые молочные и мясные продукты и спиртное», «Доступные цены при высоком качестве», «Качественная продукция, косметика, одежда, продукты, шины, самосвалы».

На уровне Союзного государства организация промышленного туризма помогает демонстрировать успешную и эффективную интеграцию, прогресс сторон в импортозамещении и технологическом суверенитете. Так, кооперационные проекты в промышленности — один из ключевых показателей успеха союзного строительства, что многократно подчеркивалось на высшем уровне.
Знакомство с достижениями промышленности помогает молодым людям поверить, что и они способны на свершения
В частности, ­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко на встрече с губернатором Калужской области В. Шапшой подчеркивал: «Предприятия Беларуси и России естественным образом встраиваются в совместные производственные цепочки», «Кооперация сейчас очень востребована, как никогда».

В качестве одного из новейших позитивных примеров, вызвавших широкий резонанс, можно привести проект «Союзный станок», направленный на развитие взаимодействия по производству и использованию станкоинструментальной продукции и комплектующих, результаты которого были представлены на международной специализированной выставке «Металлообработка‑2024» в мае в Москве.

На уровне флагманов системное развитие промтуризма несет перспективы укрепления собственного кадрового потенциала, предоставляет шанс наглядно отразить высокий уровень организации работы, продвинуть имидж предприятия.

Традиционно промышленный туризм в большей степени относится к крупным предприятиям. По информации Министерства промышленности Беларуси, в 2023 году лидерами в данной сфере стали: БЕЛАЗ — 51,5 тысячи туристов (рост на 158 процентов), МТЗ — 19,2 тысячи туристов (115), МАЗ — 6886 туристов (129 процентов). Отмечена нарастающая динамика и на таких предприятиях, как «Гомсельмаш», БАТЭ, БМЗ, «Могилевлифтмаш», «Бобруйскагромаш».

Как показывают исследования, для экскурсантов интерес представляют технологии производства определенной продукции, что является сигналом для менее масштабных производств. В частности, согласно результатам исследований Института социологии НАН Беларуси для более 70 процентов граждан промтуризм привлекателен в силу возможности ознакомиться со спецификой выпуска интересующих товаров.

Можно с уверенностью говорить, что промышленный туризм при его системном методологическом обеспечении обладает достаточной стратегической глубиной для продвижения белорусской промышленности внутри государства, а также во взаимодействии с зарубежными партнерами.

Российский опыт развития промышленного туризма во многом является прорывным. В этом ключе обращает на себя внимание масштабная проектная деятельность Агентства стратегических инициатив (АСИ). Один из проектов АСИ сосредоточен на выработке методологии и стратегий развития промышленного туризма для предприятий и субъектов Российской Федерации. Всероссийский охват Инициативы по продвижению кадрового и технологического потенциала «Открытая промышленность» показывает действенность методологии промышленного туризма, а результаты работы Акселератора промышленного туризма — растущую мотивацию предприятий по развитию этой сферы.

Сегодня БИСИ и АСИ осуществляют совместный проект «Промышленный и патриотический туризм». В марте 2024 года наши институты выступили соорганизаторами международного образовательного семинара «Промышленный туризм как бренд и стратегия», приуроченного к месяцу промышленного туризма в Союзном государстве, на площадке ОАО «МТЗ». В мероприятии участвовали около 200 представителей туриндустрии и предприятий. В мае этого года директор БИСИ Олег Макаров выступил на пленарном заседании финального мероприятия программы АСИ «Открытая промышленность». Но, наверное, самым важным итогом данной работы для БИСИ и АСИ станет издание по промышленному туризму, в котором будет рассказано о совместной истории промышленных предприятий Беларуси и России и их успешной кооперации на современном этапе.

Дмитрий Голубничий, аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter