Конечно, волшебство еще никто не отменял. Хотя факт его существования научно не доказан. Правда, случаи колдовства, магии широко представлены в художественных произведениях. И даже в научной публицистике. В том числе и с красочными описаниями экономических чудес, когда бедные страны становились даже очень богатыми. Такое тоже случалось в истории человечества. Но формула процветания не настолько проста и безусловна, как ее иной раз преподносят неискушенному массовому читателю. На самом деле, если изучить глубоко, внимательно и аналитически все аспекты движения к устойчивой траектории развития, путь к стабильному богатству не усыпан розами. Скорее, изобилует шипами и ловушками, которые приходится либо огибать, либо выбираться из них.
Несомненно, каждая страна экономически счастлива по-своему. Но все объединяет одна закономерность: разбогатеть — сложная, но не самая невыполнимая задача. Намного тяжелее дается закрепиться на определенном уровне, заякорить успех или удачу и двигаться дальше.А иной раз даже на нации деньги падают чуть ли не с неба. Но чаще приходят из земли: немало государств стали состоятельными благодаря ресурсам. Но далеко не все смогли этим воспользоваться в полной мере.
Скажем, та же Испания. После эпохального плавания Христофора Колумба и потока конкистадоров в Новый Свет золото и серебро широкой рекой потекли к Мадридскому двору. Страна буквально купалась в деньгах, доставшихся достаточно легкой ценой. Испанский двор был самым богатым, роскошным и пышным в ту эпоху. Но относительно легкие и большие деньги спровоцировали экономический застой. И уже в XVIII веке Мадрид постепенно превратился во второстепенного актора мировой экономики и политики. И сегодня тоже не является государством первой величины. Хотя, будем объективны, относительно и не бедствует. Британия, наоборот, во времена Великой армады являлась регионом даже очень небогатым. А говоря откровенно, весьма бедным. Пришлось выдумывать пути развития, и промышленная революция сделала английское государство не только состоятельным, но и устойчивым, вывела в технологические лидеры. В том числе в кораблестроении и производстве оружия, что позволило Лондону превратиться в последующем в мировую империю и, в свою очередь, высасывать ресурсы из колоний. Правда, сейчас Англия погружается в системный упадок, утратив технологическое лидерство. А статус центра (уже весьма условного) финансовой столицы мира однозначно не обеспечивает безусловного благополучия.
Немало латиноамериканских государств переживали резкий рост благосостояния. Но затем так же стремительно устремлялись в штопор падения. По разным причинам. А вот «азиатским тиграм» — Японии, Южной Корее, Сингапуру, Тайваню и Гонконгу — удалось выйти на устойчивую колею. И эти страны, хотя и с переменным успехом, но двигаются по позитивному вектору. Как и Китай. Но устойчивость не является быстрым продуктом. КНР начала двигаться по этому вектору в конце 1970-х. Тогда закладывались капсулы в фундамент современных успехов. И те же азиатские успешные государства стартовали в 1950—1960-х. Словом, национальное богатство — проект даже очень непростой. И подходить к нему надо серьезно. В какой-то степени даже с точки зрения исторических временных отрезков. Жизнь человека, к сожалению, не очень продолжительна. И какие-то длинные горизонты могут показаться читателям слишком уж умозрительными. Но по-другому процветающие государства не выстраиваются. Скороспелые плоды так же быстро опадают, как и созревают. Другой вопрос, что от стабильного развития — без резких всплесков, но и от болезненных падений, по сути, получается отдача и на более коротких горизонтах. Посадить и вырастить хороший сад — дело трудоемкое и небыстрое. Но и плодоносит он стабильно. И дает возможность дальше развиваться.
volchkov@sb.by