Жировичская икона Божией Матери входит в число самых почитаемых белорусских святынь, причем как в православной церкви, так и в католической. Лик Богородицы, проявившийся в 1470 году в маленьком кусочке яшмы и хранящийся в Жировичском монастыре, столетиями вдохновляет мастеров, причем не только на живописные изображения, но и на работу с камнем. Выставка каменных икон Божией Матери Жировичской, автором которых является известный художник Олег Попельский, открылась в Гостиной Владислава Голубка.
Здесь, в музее на Старовиленской улице, атмосфера тихая и всегда душевная — быть может, потому из всех филиалов Национального исторического музея именно Гостиная была выбрана для размещения экспозиции. Компактная, но притом не теряющая уникальности выставка — уже вторая по счету на этой площадке: чуть раньше Олег Попельский выставлял здесь каменные изображения лика Казанской Божией Матери.
Оникс, травертин, синий кварцит, дорогой и редкий мрамор, в частности знаменитый на весь мир драгоценный каррарский, добываемый в Тоскане, сусальное золото для декора — эти прекрасные иконы созданы в разных техниках, но строго в соответствии с иконографическим изводом и освящены. В каждом изображении Девы Марии и Иисуса Христа видна не только рука художника (для создания одного изделия требуется целая команда мастеров), но и глубокая любовь — к Богу, родной земле и ее святыням.
«Таких икон вы не увидите нигде», — художник не хвастается, он констатирует факт. Созданная им и его командой галерея насчитывает около 270 иконографических изображений Жировичской Божией Матери из камня, это самая большая коллекция каменных икон в мире. Часть уникального собрания и выставлена сегодня в Гостиной Владислава Голубка.
— Вся Синеокая в этой иконе, — убежден Олег Попельский. — Удивителен сам образ, удивительна иконография, ну а в камне она смотрится как вечная красота. Эта икона будет жить столько, сколько будет жить православие. Представьте себе, что вы смотрите на вечность. Эти иконы вне времени.
Долговечность камня, который не боится ни дождя, ни мороза, заставляет задуматься о далеком будущем: эти образы надолго переживут всех нас и наших внуков.
— Мы не фантазируем, не добавляем ничего от себя, задача одна — использовать природу материала, соединить различные цветовые и природные составляющие натурального камня, — отмечает мастер. — Уникальность этой выставки в том, что вы видите один иконографический образ. Не так давно митрополит Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси говорил о том, Жировичская икона Божией Матери — это духовный символ нашей страны, и я разделяю эту мысль.
У художника Олега Попельского есть и мечта — создать самую большую в мире икону из камня. Разумеется, это должен быть образ Божией Матери из Жировичей:
— Мы могли бы при соответствующей поддержке исполнить ее в камне и вывести образ около пяти с половиной метров, чтобы он вызвал особый интерес и повернул внимание всего православного мира к нашей белорусской святыне. Иконы всегда были форпостом православия, они стояли на границах, они двигались вместе с людьми в том направлении, в котором шли христиане, и были оберегом территорий, на которых люди жили. Так, Россию оберегают Владимирская, Казанская, Иверская, Смоленская, Тихвинская иконы… Жировичская икона Божией Матери хранит нашу Беларусь.
КСТАТИ
Серия выставок Олега Попельского в Гостиной Владислава Голубка в перспективе будет продолжена, но уже вполне светской темой, рассказала заведующая филиалом Татьяна Горшкова:
— Одна выставка плавно перетечет в другую, как это было с образами Казанской Божией Матери. Когда выставляли Казанскую икону, люди нередко приходили не просто посмотреть, но и помолиться, приложиться к образам. Думаю, с Жировичской иконой будет так же. А вот третьей в серии станет экспозиция «Фантасмагория на тему Хаима Сутина» в камне, тоже очень интересная.
ovsepyan@sb.by