Нравится нам или нет, но мировой и региональные рынки живут в денежной парадигме. В бизнесе нет друзей: только партнеры и конкуренты. Причем грань между первыми и вторыми весьма зыбкая. Нередко приходится видеть очень оригинальные конструкции, когда по одному направлению две корпорации тесно сотрудничают, а по-другому являются непримиримыми конкурентами. И позиция по тому или другому вопросу у бизнеса в меньшей степени зависит от политики, а руководствуется исключительно вопросами эффективности. Да, коммерческому сектору приходится подчиняться решениям государственного аппарата. И соблюдать те же санкции. Но от этого их коммерческая позиция не меняется. И мы видим, что если есть выгода, то европейские компании сотрудничают с иранскими партнерами. Западные корпорации приобретают сырье из России, удобрения — в Беларуси. И еще многое другое. Несмотря на многословную словесную риторику, движение конкурентоспособной продукции продолжается между самыми, казалось бы, жесткими оппонентами в политической сфере.
Будем реалистами: в современном мире отсутствует системный дефицит практически любой продукции и услуг: начиная от сырья и заканчивая высокотехнологичными товарам. Изменения конъюнктуры рынка в последние годы в большей степени обусловлены совершенно не экономическими факторами: политическими конфликтами, эпидемиологической ситуацией, нарушениями по тем или иным причинам в логистике, в силу последствий от природных или техногенных катастроф. Но еще в большей степени на мировые рынки влияют различные ограничительные меры: протекционизм, санкции, введение разнообразных и все более изощренных мер тарифного регулирования. В большей или меньшей степени этим грешат практически все страны. Даже в пик сакрализации глобализма и свободной торговли каждое государство старалось защитить своих производителей от конкуренции извне. Хотя происходило это и более казуистическими способами, чем сейчас. Например, через злоупотребления требованиями стандартизации и сертификации. Те же американцы всеми правдами и неправдами затягивали выдачу разрешительных документов ведущим немецким производителям медицинской техники. Ровно до тех пор, пока ключевые потребители этой продукции не проведут тендеры и не сформируют спрос для американских компаний. Как только все вкусные куски пирога разобраны, на рынок пускали и европейских производителей. Сейчас инструментарий экономического противодействия стал более разнообразным и все менее маскируется под какими-то благовидными целями. Тем не менее конкурентные товары по цене, инновационности, качеству, маркетинговому и техническому сопровождению прокладывают себе путь на рынки. Независимо от политической ориентации или предпочтений региона.
Словом, по какому пути ни происходила бы регионализация, в долгосрочной перспективе для устойчивого развития необходимо ориентироваться на конкурентоспособность в широком мировом пространстве. Есть разные рынки. Они отличаются по своим характеристикам. И на каждом существуют свои правила игры и барьеры для входа. Причем как формальные, так и неформальные. Кроме экономических войн и протекционизма на государственном уровне, имеют место противоречия на корпоративном уровне. Те же самые маркетинговые войны, когда участники рынка всеми правдами и неправдами выдавливают конкурентов с территории, которую по праву считают своей вотчиной. Такое происходит всегда и везде. Жесткой стратегией по занятию доминирующего положения в свое время отличались западные корпорации. В определенной степени они создали традицию, которая остается даже после ухода крупных международных компаний. Такова реальность. И ее необходимо учитывать.
К сожалению, на экспортных рынках барьеры всегда будут. Свобода торговли в чистом виде является утопией. На государственном уровне в том числе и в рамках интеграционных изменений эти преграды стараются по возможности снизить. С другой стороны, нашим производителям тоже не стоит питать иллюзий, что в каком-нибудь, даже самом дружественном регионе, для них будут условия в полной мере идентичны с местными производителями. В лучшем случае они не будут дискриминирующими. Ведь барьеры создаются не только на уровне государства, их может разными способами формировать и бизнес-среда. Во многих странах существуют отраслевые бизнес-ассоциации. Причем нередко это достаточно мощные структуры, которые объединяют усилия для более комфортного существования местного предпринимательства и разрабатывают стратегии по снижению давления со стороны внешней конкуренции. Это надо учитывать. А нашим экспортерам — искать способы входа на тот или иной рынок с наиболее выгодных для себя позиций. В каждой системе защиты рынка есть свои бреши, их необходимо нащупать. Но это особая наука. Впрочем, надо обладать конкурентоспособной продукцией. Слабый товар не протопчет себе дорожку даже при самых благоприятных условиях, сильный производитель будет востребован даже в государствах, которые выстраивают изощренные барьеры. Возможно, мир и вступил в фазу регионализации, но конкуренции это не исключает. Наоборот, по определенным позициям она становится более жесткой и многогранной. И надо уметь не только производить, но и конкурировать и на дружественных, и на недружественных рынках. Как это делает немало компаний. Сколько преград не выстроили перед тем же западным автопромом или высокотехнологичной продукцией, но она различными путями по-прежнему проникает на белорусский и российский рынки.
volchkov@sb.by