![](/upload/iblock/9ce/9ce4e4337611d739b50102d775cde4a0.jpg)
Все началось в 2006 году, когда Беа Джонсон, ее муж и двое детей задумались о переезде. Тогда же обнаружилось: около 80% всех вещей практически не использовались семьей как минимум год.
— Мы поняли: для комфортной жизни нам просто не надо такое количество предметов, — признается Беа. — И решили жить по принципу простоты.
Философия Zero Waste легко уместилась в правило пяти R, которые могут быть применимы в любой семье.
1. Refuse — отказывайся!
Говорите «нет!»: одноразовому пластику, пакетам, бесплатной промопродукции и флаерам. Каждый раз, когда берете такой продукт, вы освобождаете место для нового, такого же. В конце концов, эти вещи захламляют ваше жизненное пространство.
2. Reduce — сокращай!
Очень многое из того, что нас окружает, считает семья Джонсон, на самом деле нам не нужно. Со всех сторон маркетологи твердят: для каждой поверхности при уборке нужно свое, специальное моющее средство. Плита, сантехника, зеркала, окна, полы... На самом деле с этими задачами могут хорошо справиться уксус, сода, вода и простое мыло.
От чего еще можно отказаться? Дом Беи Джонсон выглядит просторно и минималистично, где есть только самое необходимое. Вместо зубной пасты — сода, а зубные щетки сделаны из дерева, меняется в них только наконечник с щетиной (он, кстати, потом и попал в мусорную баночку). Шампуни, гели для душа и бритья заменяет простое мыло. Свою косметику Беа готовит сама: черные тени из жженного миндаля, пудра из какао–порошка, лак для волос из цедры...
![](/upload/iblock/a76/a76bfafb7df656604962c5acff788b74.jpg)
3. Reuse — используй вторично!
Все одноразовые вещи в семье Джонсон заменены многоразовыми. Для шопинга заготовлены специальные тканевые мешочки вместо пакетов и стеклянная тара. А за продуктами пара ходит только в те магазины, где можно купить все необходимое на развес, или запасается продуктами у фермеров. В результате в дом не попадает ни одной упаковки.
4. Recycle — перерабатывай!
Если вы правильно жили в соответствии с тремя вышеперечисленными пунктами, то к четвертому шагу у вас уже практически не осталось мусора. Но если кое–что накопилось, приступайте к сортировке. К примеру, все изношенные кроссовки семья Беи относит в специальный торговый центр, где принимают на переработку старую обувь.
5. Rot — компостируй!
Принцип, хорошо знакомый нашим дачникам. На удобрения Джонсоны пускают обрезки фруктов и овощей, мусор, который образовался в ходе уборки.
Кроме экологических доводов, чтобы перейти к образу жизни по принципу «ноль отходов», Беа Джонсон приводит еще массу других. В конце концов, это серьезная экономия! Семья подсчитала: так удается сберечь около 40% семейного бюджета. Во–первых, меньше потребляешь — меньше тратишь. А во–вторых, продукты без упаковки выходят гораздо дешевле — она составляет примерно 15% стоимости товара. Одноразовые вещи — тоже деньги на ветер. А самый главный аргумент — это простая жизнь, в которой счастье отнюдь не в вещах.
![](/upload/iblock/1ea/1eae45a90c1ca685589751d865df6d6a.jpg)
А как у нас?
Сотрудница Центра экологических решений Мария Сума считает, что не надо изобретать велосипед:
— Многие помнят советское прошлое, когда широко были распространены пункты приема стеклотары, продукты продавали на вес, в том числе масло, молоко и сметану. Можно просто возродить такой положительный опыт. Какого–то единого подхода к концепции «ноль отходов» у нас, к сожалению, нет. Существуют лишь отдельные инициативы, которые идут от мелкого бизнеса и отдельных людей.
• Repair cafe — большая мастерская, где можно самому научиться быстрому и несложному ремонту. Хорошая возможность дать старой вещи вторую жизнь.
• «Торба–шоу» — творческие встречи для занятий рукоделием, где любой желающий сможет пошить для себя экоторбочку для походов в магазин вместо бесконечных пакетов.
• «Добры ровар» — проект, который дает вторую жизнь велосипедам. Их принимают в дар, а потом реставрируют в мастерской «Гараж 38». Там можно еще самому или с помощью волонтера отремонтировать свой велик, воспользоваться необходимыми инструментами или найти бесплатные запчасти.
• «My cup, please!» — кампания за использование многоразовых кружек вместо одноразовых стаканчиков. Суть в том, чтобы прийти в кафе за кофе со своей термокружкой. К инициативе за короткий срок присоединились десятки кафе в различных городах Беларуси.
• «Калiласка» — этот проект принимает в дар ненужные вещи. 95% из них распределяются на благотворительность, оставшиеся 5% продаются, чтобы покрыть расходы.
savitskaya@sb.by