Один из примеров комплексной реализации аспектов безопасности — Белорусская атомная электростанция.
Важный аспект
Вопросы безопасности красной нитью проходят через все аспекты развития атомной энергетики Беларуси, убежден заместитель министра энергетики Денис Мороз. По его словам, Беларусь после аварии на Чернобыльской АЭС в полной мере ощутила на себе, что будет, если этой безопасностью пренебрегать:— В начале 2000-х, когда принималось решение о строительстве БелАЭС, безопасности уделялось особое внимание. Именно поэтому приняли решение взаимодействовать с госкорпорацией «Росатом» и выбрали самый безопасный проект. Действительно, на сегодняшний момент это самая безопасная электростанция. Это не только наше мнение, но и международных наблюдателей. Напомню, 1 октября БелАЭС посетил генеральный директор МАГАТЭ, который дал высокую оценку станции. Для нас, белорусов, это очень важный аспект.
Денис Мороз подчеркнул, что после ввода АЭС сотрудничество с международными экспертами в атомной отрасли не заканчивается:
— И одно из перспективных направлений, которое на данный момент видим, — вход в следующий проект, связанный с атомной энергетикой. Речь о сооружении пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО). Здесь точно так же нам предстоит решать серьезнейшие задачи, связанные с обеспечением безопасности. Продолжать наше эффективное взаимодействие с российскими друзьями. Белорусская организация по обращению с радиоактивными отходами (ГП «БелРАО») сотрудничает с топливной компанией «Росатома» АО «ТВЭЛ». И здесь достаточно широкий спектр взаимодействий, что позволит в конечном итоге обеспечить строительство на территории Беларуси безопасного пункта захоронения радиоактивных отходов.
Пример Беларуси — эталонный
Как известно, в России уже есть пункты окончательной изоляции радиоактивных отходов.Госкорпорация «Росатом», как и при сооружении БелАЭС, выразила готовность поделиться своим опытом с белорусской стороной, отметил директор по выводу из эксплуатации ЯРОО и обращению с РАО АО «ТВЭЛ» Эдуард Никитин.
По его словам, только в структуре «Росатома» по выводу из эксплуатации объектов атомной энергетики и обращению с радиоактивными отходами (РАО) действуют 58 организаций.
— В «Росатоме» мы централизуем этот опыт, чтобы в последующем передать его коллегам, в числе которых Беларусь. Также нам оказана большая честь координировать усилия по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), РАО на уровне СНГ в рамках базовой организации. Активно работаем с белорусами. Посещаем конкретные объекты, делимся опытом, технологиями. И уже сейчас вышли к подписанию модельного закона, который был инициирован Госатомнадзором, что позволит гармонизировать нашу терминологию.
Говоря о подготовке к строительству ПЗРО, Эдуард Никитин назвал опыт Беларуси эталонным:
— Вопросы по стратегии обращения с радиоактивными отходами, разработке нормативно-правовой базы по захоронению поднимались еще до запуска станции. Это значит, что нет перекладывания ответственности на будущее поколение.
Специалист рассказал, что в соответствии с требованиями МАГАТЭ для любой страны, которая занимается захоронением отходов такого класса, необходимо пройти ряд этапов:
— В первую очередь должен быть создан национальный оператор, который отвечает за прием отходов, гарантирует, что те отходы, которые к нему поступают и размещаются в пункте захоронения, будут соответствовать критериям захоронения. А вот чтобы эти критерии определить, необходимо назначить площадку, на которой разместится этот объект. Потому что условия площадки — геологические, гидрогеологические — определяют в том числе барьерные свойства самого пункта захоронения. Следующий этап — разработка проекта с привязкой к этой площадке с инженерными барьерами, строительство самого объекта в соответствии с проектными решениями. Далее нужно организовать систему учета и контроля радиоактивных отходов и приступить к эксплуатации пункта захоронения с последующим закрытием и постмониторингом. Вот как раз на национального оператора ложится основной объем ответственности по разработке проекта, как и донесение этой информации до широкой общественности.
К слову, Россия имеет большой опыт строительства приповерхностных ПЗРО. В числе действующих — объект в Новоуральске. Он успешно работает, часть очередей уже готовится к закрытию. Строятся два пункта захоронения в Северске и Озерске.
— Есть сложный объект в Нижнекамском массиве, который предназначен для глубинного захоронения высокоактивных отходов, — подчеркнул Эдуард Никитин. — Этот объект очень для нас важный. Он, в отличие от приповерхностных захоронений, которые в какой-то степени уже считаем рутиной, — высший класс. Мы к нему идем и не спешим, чтобы сделать все безопасно.
Диалог с коллегами из Беларуси Эдуард Никитин назвал взаимополезным:
— С белорусскими коллегами диалог ведется очень профессионально. Иногда бывает оживленно, но очень открыто. Я вот отдельно благодарен за это, потому что мы у вас тоже учимся. Вы задаете правильные вопросы. И это неудивительно, ведь здесь в свое время создавалась передвижная АЭС. У вас очень сильные компетенции, поэтому наше сотрудничество развивает обе стороны.
Важным этапом, который сейчас совместно решают эксперты Беларуси и России, является детальная оценка имеющихся радиоактивных отходов в нашей стране.
— Чтобы понять и моделировать, что делать с отходами, как размещать их на площадке, необходимо провести детальную оценку объемов и характеристик накопленных радиоактивных отходов, — сообщил представитель АО «ТВЭЛ». — И мы совместно с белорусской стороной такую работу ведем. Она будет закончена в следующем году.
С научным подходом
Как рассказал директор ГП «БелРАО» Дмитрий Логвин, несмотря на то что эта организация создана лишь в прошлом году, была проделана большая работа:— В 2023 году генеральной проектной организацией, рядом научных специализированных организаций был выполнен анализ имеющихся фондовых архивных материалов по всей территории Беларуси для выбора перспективных районов для сооружения ПЗРО. В ходе этой работы было задействовано десять специализированных организаций, проанализировано более 470 архивных источников.
По его словам, в первую очередь рассматривались районы размещения организаций — наработчиков радиоактивных отходов. А также территория, подвергшаяся радиоактивному заражению в результате катастрофы на ЧАЭС:
— По итогам представленных материалов на заседаниях межведомственной рабочей группы были определены наиболее перспективные районы. Вместе с тем при выборе места размещения ПЗРО необходимо изучение природных характеристик и явлений, которые могут повлиять на безопасность объекта в течение всего периода его существования. А срок этот долгий — века. Выбор обусловлен многими характеристиками природной, техногенной среды — сейсмические, геофизические, инженерно-геологические и другие условия. Таким образом, выбор места размещения является многофакторной задачей.
Окончательное решение по выбору площадки строительства ПЗРО будет принято только после исследования всех характеристик потенциальных территорий и технико-экономической оценки. Сейчас на данных площадках проводятся полевые, лабораторные, камеральные работы для выявления запрещающих и неблагоприятных факторов. Эта информация будет представлена государственной комиссии, чтобы определить конкурентные районы и площадки для последующего размещения пункта захоронения.
— Генеральной проектной организацией является РУП «Белнипиэнергопром», — поделился Дмитрий Логвин. — В ближайшие годы она продолжит исследования и изыскательские работы для определения площадок с минимальным количеством неблагоприятных факторов. Будет разработан отчет по обоснованию безопасности, а также подготовлена документация и проведена процедура ОВОС.
Специалист акцентировал, что значительная роль при решении проблем долгосрочной изоляции и захоронения РАО будет за инженерным и естественным барьерами безопасности, материалы и конструкции которых должны обладать свойствами, обеспечивающими безопасные условия захоронения РАО на долгосрочную перспективу:
— В течение этого времени их свойства и характеристики должны быть надежными, предсказуемыми и поддаваться объективной оценке. С этой целью научным учреждением изучаются природные материалы Беларуси для их использования в составе защитных барьеров. Кроме того, планируется проведение научно-исследовательских работ по разработке критериев приемлемости для захоронения по оценке проектных и запроектных аварий, а также других работ в соответствии с этапами сооружения и эксплуатации.
В ТЕМУ
В рамках Белорусского энергетического и экологического форума состоялось подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве по реализации совместных проектов модернизации и цифровизации инфраструктуры объединенной энергосистемы Беларуси между ГПО «Белэнерго», страновым офисом Госкорпорации «Росатом» в Беларуси — ООО «Русатом Бел» и ООО «РУСИБ».
По словам генерального директора ГПО «Белэнерго» Андрея Панченко, нынешнее соглашение — еще один итог взаимодействия Беларуси и России, основанный на добрососедских отношениях:
— Речь идет о цифровизации и модернизации нашей белорусской энергосистемы в самом широком смысле. Наши российские партнеры всегда нам оказывают помощь. И это сотрудничество будет развиваться и в дальнейшем.
Как отметил директор странового офиса Госкорпорации «Росатом» — ООО «Русатом Бел» Станислав Левицкий, сейчас, когда Беларусь активно реализует государственную программу в сфере повышения энергоемкости всех секторов экономики, особенно необходимо наличие соответствующей инфраструктуры:
— Госкорпорация «Росатом» в партнерстве с ГПО «Белэнерго», Министерством энергетики готова предложить самые инновационные решения, в том числе основанные на наработках Госкорпорации «Росатом», ОАО «Белэнергоремналадка», чтобы модернизировать как белорусскую энергосистему, так и на базе уже имеющихся наших партнерств отработать производственную кооперацию, чтобы далее осуществлять уже работы на территории и Российской Федерации, и третьих стран. Речь, в частности, идет о цифровизации подстанций, модернизации конкретных объектов сетевой инфраструктуры. «Росатом» располагает большой линейкой оборудования, в том числе импортозамещающего, наличие которого помогает снизить риски, связанные с использованием зарубежных аналогов. Соглашение создает прочную базу и правовую основу для дальнейших шагов в этом направлении.
Генеральный директор ОАО «РУСИБ» Павел Жегалин акцентировал: помимо повышения энергоэффективности, надежности и безаварийности работы, одно из направлений соглашения — работа в части импортозамещения. Кроме того, он подчеркнул, что важным аспектом сотрудничества будет создание рабочих мест на территории Беларуси:
— В кадровой сфере в России сейчас конкуренция очень жесткая. Поэтому передача в Беларусь технологий с обучением персонала и формирование полноценных центров компетенций — это приоритетная задача.
arteaga@sb.by