Приедет и генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебреисус: в Германии почти два десятка заболевших коронавирусом, все в Мюнхене. Ему есть о чем рассказать, но я надеюсь, что речь пойдет не только о коронавирусе: в мире много других смертельных заболеваний. Честно признаюсь, что когда услышала, как растет число заболевших в Мюнхене, подумала: а не испугаются ли организаторы, не отменят ли конференцию (панические настроения правят сегодня миром)? К их чести, здравый смысл восторжествовал. Более того, в этом году представителей Азии будет больше обычного: приедут министры иностранных дел Китая, Японии и Индии. И это еще одно доказательство того, что центр мировой политики находится совсем не в Европе, как бы ей ни было это обидно. Даже название доклада о положении дел в мире, который был презентован за несколько дней до начала конференции, говорит именно об этом. Он называется Westlessness, это можно перевести по-разному. Я бы предложила «Без Запада», но это слишком просто. Westlessness — это нехватка Запада, дыра, которая появилась на том месте, которое еще вчера казалось заполненным.
Угроза Западу, говорят составители доклада, исходит как извне, так и изнутри. И значительная часть этой угрозы заключается в том, что «мы утратили общее понимание того, что это значит — быть частью Запада». Под «Западом» здесь понимается ЕС плюс Северная Америка.
В прошлом году на Мюнхенской конференции друг за другом выступали канцлер Германии Ангела Меркель и вице-президент США Майк Пенс. В этом году их не будет. То, что не приедет Меркель, — правильно: в прошлом году она выступила с такой речью, которую назвали и «программной», и «политическим завещанием». Второй дубль неуместен. Делегация США будет, как всегда, внушительной: и госсекретарь, и министры обороны и энергетики. Сблизились ли позиции двух этих Западов или, как в прошлом году, остались противоположными по вопросам иранской ядерной программы, газопровода «Северный поток-2» и другим — увидим.
В этот раз позиции Европы будет отстаивать Эммануэль Макрон, интересно будет его послушать, что называется, вживую. Хотя бы потому, что его взгляд на то, как им обустроить Европу, от взгляда Меркель заметно отличается. Но в том-то и трагедия уходящей фрау канцлерин: она не сумела оставить преемника на посту руководителя родной партии ХДС, и от ее европейского наследия тоже может ничего не остаться. Почему — интересный, но по большей части философский вопрос. На конференции его точно обсуждать не будут.
А вот что, возможно, обсудят, так это вопрос о том, почему либеральный Запад, такой сильный до недавнего времени, не смог найти адекватного ответа на нелиберальную националистическую риторику, которая стала такой громкой. И сможет ли часть Запада что-то противопоставить Дональду Трампу, который заявил в прошлом году в ООН: «Будущее не принадлежит глобалистам, оно принадлежит патриотам». Так что ждем жарких дискуссий — именно ими и знаменита Мюнхенская конференция по безопасности. Подробности обещаю.