А вначале мы немного прошлись по театру. Спустились в оркестровую яму, которую, оказывается, 14 декабря 2019 года приподнимали на полметра, чтобы дирижёр Киевской национальной оперы Алла Кульбаба смогла комфортно продирижировать «Севильским цирюльником». Узнали, как помощник режиссёра синхронизирует все компоненты спектакля. Заглянули в тёмный двадцатиметровый провал, где таятся удивительные сценические механизмы. Когда-то на месте театра было капище, и для того, чтобы во время реконструкции расчистить пространство под сценой, пришлось убирать валуны направленным взрывом.
— Возможно, кто-то никогда не был за кулисами, и для вас это стало открытием, — сказал генеральный директор Александр Евгеньевич Петрович. — Наш театр, действительно Большой, в полном смысле этого слова.
Но пресс-конференция — это прежде всего разговор, в котором нашлось место и подведению итогов, и рассказам о ближайших планах.
— Вкратце скажу, что активную нашу деятельность мы начали с премьеры «Фауста» 19 ноября 2020 года, и с того момента мы не отменили и не перенесли ни одного спектакля. Работа шла настоящая, как оно и должно быть в нашем театре, — поведал журналистам генеральный директор.
Результаты впечатляют: шесть премьер за год. О каждой из них коротко рассказал художественный руководитель театра, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Валентин Елизарьев.
— Для детской аудитории были поставлены оперы «Кошкин дом» и «Пиноккио». Первую в своей жизни и, по-моему, очень удачную режиссёрскую работу представила наша звезда Оксана Волкова. Это опера Пуччини «Виллисы. Фатум». Первую постановку в этом театре осуществила уважаемая госпожа Анна Моторная. Это, на мой взгляд, серьёзный, большой, роскошный спектакль — «Фауст» Гуно. Первую работу в этом театре представил и хореограф Сергей Микель. Это балет «Пер Гюнт». Мне кажется, это серьёзная заявка на последующие работы в этом театре. Ну, и я возобновил в новой редакции балет «Щелкунчик», который всегда был востребован в этом театре. Не мне судить, вы сами посетите спектакль и увидите, что удалось и что не удалось.
Не секрет, что на пике второй волны посещаемость театров упала.— В декабре мы 2019 года имели средний показатель по заполняемости зала 97%, то в декабре 2020 года мы с трудом вышли на 30%, — рассказывает генеральный директор.
Но ближе к весне ситуация явно улучшилась. По словам Александра Евгеньевича, на балетных спектаклях заполнено в среднем 700-800 мест, на оперных — 450-550 из 1088. Есть и аншлаговые спектакли, в основном балетные, на которые уже сейчас невозможно купить билеты. Два-три раза в неделю проходят концерты в Камерном зале имени Л.П. Александровской.
— Мы активно работаем и за пределами театра, — отмечает Александр Евгеньевич.
За последнее время состоялось более десятка концертов в разных регионах Беларуси.
— Сейчас эта тенденция набирает обороты, — говорит генеральный директор. — К апробированным площадкам, как Гомель и Могилёв, добавились новые — Дзержинск, Лида, Мозырь.
Театр планирует новые проекты, в том числе и в регионах.
— К концу сезона у нас будут приятнейшие сюрпризы для наших зрителей, — заверяет генеральный директор.
25 апреля нас ждет уникальное исполнение Реквиема Верди, посвященное печальному юбилею Чернобыльской трагедии, 14 мая — премьера «Лебединого озера», 11-12 июля — новая постановка «Дикой охоты короля Стаха».Стали известными и кое-какие планы на новый сезон. Опера «Самсон и Далила» Сен-Санса в постановке Оксаны Волковой, балет «Конёк-горбунок» Щедрина в постановке Юрия Трояна. Эти произведения никогда раньше не ставились в нашем Большом театре.
— Я знаю, что один из талантливейших белорусских композиторов Вячеслав Кузнецов пишет для театра новую оперу, но партитуру он нам пока не принёс, — рассказывает Валентин Николаевич. — Как только принесёт в театр партитуру, мы сразу возьмём её в работу.
В целом, у художественного руководителя отличное настроение и позитивные итоги года:
— Даже если мы не давали спектакли, мы их создавали. Поэтому сказать, что мы были в творческом простое, было бы неправдой. Наоборот, у постановщиков было гораздо больше сценического времени для того, чтобы создавать новые произведения. Мы очень рады, что в некоторые спектакли у нас вернулась публика, и с гордостью могу сказать о том, что на некоторые спектакли из-за аншлага уже нельзя купить билеты. Прибавление всё время идет, особенно в балетный репертуар.