Первые шаги
Решение стать врачом Валерия приняла в старших классах. Девушке легко давалась биология, поэтому она выбрала профессию, которая могла бы максимально раскрыть ее способности. Поступила в Гродненский государственный медицинский университет на медико-диагностический факультет:– Во время учебы занималась научной деятельностью, писала статьи. После магистратуры пришла по распределению в лабораторию практического обучения – так тогда назывался наш симуляционный центр. Как раз в этот период закупалось новое оборудование, появлялись дополнительные возможности в освоении учебных модулей.
Преподаватель вспоминает, как, еще будучи студенткой, посещала занятия в лаборатории. Конечно, опыт интересный, но манекены и оборудование были примитивнее, чем нынешние. Оттачивали только элементарные умения: сердечно-легочную реанимацию, ушивание ран. Простым практическим навыкам Валерии пришлось обучать студентов в начале своей преподавательской карьеры.
Энергия развития
Со временем база совершенствовалась. Молодая педагог активно участвовала в развитии центра: занималась наукой, стала одной из тех, кто отладил систему приема клинического экзамена международного образца у студентов. Руководство университета оценило активную позицию Валерии, ее видение перспектив развития симуляционного обучения и предложило возглавить центр. В должность она вступила в 26 лет:– В то время наша база состояла из восьми кабинетов и шести модулей. Передо мной поставили задачу готовить к открытию новое трехэтажное здание. Занялись разработкой технических заданий, закупали и монтировали оборудование. Симуляционно-аттестационный центр, в котором мы сейчас с вами находимся, создан с нуля. Теперь у нас более 30 кабинетов, 12 модулей, и это далеко не предел. Недавно мы первыми в стране открыли симуляционный кабинет «врач общей практики». В нем есть робот с возможностью выполнения ЭКГ, оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе, инфаркте миокарда, измерения глюкозы в крови, артериального давления и многих других манипуляций, которые у врача общей практики должны быть доведены до автоматизма.
Сейчас центр выступает не только базовой площадкой для практической подготовки студентов, здесь также проходят повышение квалификации опытные врачи. Техника помогает смоделировать даже нестандартные ситуации, которые могут возникнуть у практикующего диагноста, хирурга либо терапевта и с которыми ему в реальности, возможно, не придется столкнуться. В центре организовали курсы по оказанию первой медицинской помощи для сторонних организаций.
Его зовут Валера
Обустраивая симуляционные кабинеты, Валерия уделяла большое внимание тому, чтобы условия в них были максимально приближены к клиническим. Особую роль играют пациенты-манекены. Они не только внешне выглядят как люди, но и внутренне, вплоть до циркулирующих жидкостей, повторяют особенности человеческого организма. Даже «кровь» окрашивается в красный цвет, чтобы сохранять иллюзию реальности и вызывать у студентов привыкание к ее виду во время операций и медицинских манипуляций.Руководитель центра рассказывает:
– Многие посетители не сразу понимают, что на кушетке лежит ненастоящий человек. Для нас, сотрудников, они как хорошие друзья. Например, манекен для отработки неотложных состояний в анестезиологии и реаниматологии выглядит как крупный мужчина лет пятидесяти. Его зовут Валера. Роботу-симулятору роженицы дали имя Соня. Иногда кажется, что у каждого из них свой характер, свои особенности. Мы не считаем их куклами. Это создания, которые умирают и воскресают в зависимости от заданной программы и мастерства медика во имя спасения жизни людей.
Валерия уверена, что у центра большое будущее из-за того, что медицинское образование становится более практико-ориентированным. Двигаться можно в разных направлениях: закупать новые тренажеры, увеличивать количество приобретаемых навыков, расширять перечень предоставляемых услуг, активизировать научную работу. В ближайших планах приобрести для педиатров высокореалистичный тренажер так называемого виртуального пациента. Это интерактивный экран, где можно задать данные ребенка любого возраста, от младенческого до подросткового, с самыми разными клиническими случаями. Студенту предстоит осмотреть, опросить посетителя и в зависимости от поставленного диагноза получить непредвзятую оценку от электронного помощника.
charovskaya@sb.by