Уходящее с политической арены второе лицо Евросоюза (Жозеп Боррель) решило, видимо, на прощанье этак хлопнуть интеллектуальной дверью, опубликовав «программную статью» в последний день своего пребывания в должности.
Когда ничто уже не повредит ни карьере. Ни пенсиону. Ни будущей жизни: дедушке 77, ему, как говорится в детских стихах, уже все равно.
С другой стороны, а вдруг получится вновь залететь в топ цитат, как это было с «цивилизованным садом, дикими джунглями и властелинами мира»? Но вышел жалкий даже для уровня какого-нибудь садовника лепет.
Было написано: «Народ Беларуси разделяет те же ценности, что и жители Варшавы, Парижа и Берлина». Попадание пальцем в небо. Ибо ценности многих жителей Варшавы нынче, как и когда-то, — это вернуть Кресы Всходни. Ополячив при этом белорусов и украинцев, а не ополячив — так загеноцидив. Как евреев. Не дожидаясь нацистов.
Ценности жителей Парижа — это жизнь без крыс, без клопов, с чистой Сеной. Чего их правящие круги лишали постепенно и уже лишили совсем. Жизнь без желтых жилетов, которые, как совесть, им о потерях непрерывно напоминают. А парижане хотят быть беспечными и жить, как бабочки порхая.
С Берлином тоже проблема: для германского истеблишмента, засевшего в столице, теперь оказывается: западные немцы и восточные немцы — это разные немцы. Несмотря на прошедшие 30 с лишним лет, уже почти два поколения. Как ни крутилась волшебная рука рынка, как ни тужился капитализм-империализм-глобализм, а немцы (одни и те же немцы!) остались разными, о чем свидетельствует социология.
Просто потому, что одни жили в социально ориентированном обществе — по-настоящему социально ориентированном! — а другие — нет. Простыми словами, одни знают, что такое справедливость и даже видели, как такое общество пытались построить. А другие — нет. Потому как им наоборот — изо всех сил залепляли глаза.
Соответственно, «однажды, когда белорусы будут готовы, двери ЕС будут открыты и для их страны», — и тогда для нас будет самым важным бежать от этих адских врат как можно быстрее и дальше.
Народ Беларуси хорошо все это видит. И умеет отличать незабудку, как пишут в стихах, от дурно пахнущего. Отсюда все больше проникающий во все слои общества вывод: движение в Евросоюз для нас есть движение в тупик. Даже хуже того: для белорусов стремиться «у Эуропу» означает добровольно отдавать себя в хлопы. В батраки. В быдло — новому паньству.
Причем ладно бы себя — но и потомство. Своих детей. И соседских. Скопом. Всех. Не вырваться им будет оттуда. Как не судьба выжить прибалтам — они ведь вымрут на наших с вами глазах, ещё увидим.
Так что никакая это не «свобода и независимость», о чем они там в статьях распрягают. Да посмотрите хоть на наших беглых: какая у них свобода? От кого независимость? Попала белка в колесо — пищи да беги.
В статье, как у справаздачы, говорится также, что «ЕС выделил более 140 миллионов евро на поддержку белорусского «гражданского обчества», «независимых» СМИ и защитников прав». Одновременно упоминается, что по состоянию на 2022 год в ЕС проживало более 400 тысяч граждан Беларуси.
Получается, на каждого беглого должно было прийтись по 350 евро минимум. И где они? Этот вопрос, полагаю, все эмигрантское сообчество могло бы задать верхушке засевшей за границами Беларуси хевры (как и автору статьи), если бы умело думать, считать и задавать вопросы. Но они, синие козы и гулящие овцы, этого не умеют.
Единственное, что садовник не путает, распрягая о будущем мира, это географический факт: Беларусь находится в Европе. И от этого никому никуда не деться. Поэтому, думая о будущем Европы (а любой трезвомыслящий европейский политик не может о нем не думать без ужаса!), без Беларуси не обойтись.
Иначе это будет не Европа. Иначе это не будет будущим.
Поэтому Беларусь и предложила миру Хартию многообразия для XXI века. «Евразийские страны и даже шире — страны Глобальных Востока и Юга, а по сути, Глобального большинства — могли бы открыто и транспарентно разработать такой документ, в котором изложили бы принципы для построения справедливого мирового порядка, отразили бы факт многообразия цивилизаций. Страны Запада также могли бы стать участниками этого процесса», — сказали мы.
Но «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (зачеркнуто) европейские образованцы вместе с дембесилами даже не обратили на это внимания. Потому как: не их ума это дело. Запредельно сложно. Ниасилили.
Да и спрашивать их мнения никто не станет уже очень скоро. У садовника Борреля — уже вчера. А у дембесил его никогда и не спрашивали, вот еще.
Андрей МУКОВОЗЧИК.