Экономика Беларуси демонстрирует заметные улучшения. За второе полугодие прошлого года выросли почти все сектора розничных продаж, что отражает усиливающуюся уверенность потребителей и реальный рост благосостояния населения. Есть рабочие места. Хороший рост экспорта. Приемлемы цены на газ и достаточны объемы нефти для переработки и экспорта высококачественного топлива и масел. Национальный банк успешно регулирует банковскую систему в соответствии с требованиями дня и международной практики. На фоне европейских проблем состояние экономики страны выглядит вполне хорошо.
Сочетание всех этих факторов свидетельствует о достаточно надежной основе для дальнейшего повышения качества жизни. Страна, как аккумулятор, накопила в себе большое количество позитивной энергии, чтобы даже в случае экономических “заморозков”, как и в прежние непростые годы, сохранить зарядку и двигаться дальше. Задача состоит в том, чтобы продолжить реформировать экономику, которая будет гарантировать стабильность, суверенитет, благосостояние.
Реформы в стране все прошедшие двадцать лет идут постоянно, во всех отраслях. Но экономика реформируется с учетом предыстории Беларуси, то есть с такой скоростью, с какой эти изменения может осмыслить подавляющая часть общества и приспособиться к ним. Ведь в сознании основной массы населения рынок совсем недавно представлялся в первую очередь не как конкуренция, а, скорее, как товарное изобилие. История разных стран показывает, что рост ВВП и экономическое развитие зависят не столько от политики и экономики непосредственно, сколько от социокультурных факторов: доверия людей и долгосрочной ориентации целей государства. Поэтому управленческие стратегия и тактика в Беларуси всегда были направлены на то, чтобы прирастить созданное предыдущими поколениями народное богатство, а не на то, чтобы делить его на отдельные бизнесы, работающие в интересах обособленных кланов. Этот вектор сохраняется и является основным в приватизации государственных предприятий.
Не менее сложной задачей является и формирование новой инфраструктуры экономики. Переформатировать такой сложный “сборочный цех” как Беларусь и одновременно сохранить социальные гарантии в короткие сроки невозможно. Да и мировой опыт свидетельствует, что переход от административной экономики к рыночной занимает не менее 20—25 лет. Сейчас Беларусь вполне благополучно подходит к этому рубежу. Без экономических шоков и социальных потрясений.
За 2013 год планируется увеличить рост ВВП на 8,5 процента. Высокие темпы роста позволят Беларуси быстрее достичь по показателям качества жизни населения уровня самых развитых стран. Более 80 процентов продукции должно поставляться на внешние рынки. В условиях мирового перепроизводства и кризиса в ряде европейских стран это сделать будет нелегко, но возможно. Фокус экспорта смещается на азиатские и латиноамериканские страны. Одновременно требуется иметь планы для проведения структурной перестройки экономики и перевода экономики на инновационное развитие за счет использования новейших технологий, материалов, повышения интеллектуализации труда, что предполагает повышение качества образования.
Промышленность Беларуси охватывает практически все области: от тяжелого машиностроения до потребительских товаров. Для ее модернизации нужны дешевые и длительные кредиты, которые достаточно трудно получить от других государств и международных финансовых организаций. Поэтому важно полнее использовать внутренние ресурсы труда. Больше сберегать, экономить, повышать отдачу от каждого ресурса, будь то оборудование, земля или кадры. Многое может дать выпуск акций предприятий и организация их покупки населением. Это сложная работа, но ее выполнение позволит стране снизить зависимость от дорогостоящих зарубежных кредитов. Ведь, по оценкам экспертов, у белорусов на счетах лежит порядка шести-семи миллиардов долларов. Привлечение этих средств для модернизации экономики позволило бы Беларуси повторить успешный опыт Японии и Южной Кореи, которые построили современные национальные экономики, укрепив свой суверенитет и существенно повысив качество жизни населения.