Илона, г. Гомель.
Дислексия — это нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Подобной проблемой страдает до 15% населения. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и с письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой.
Вот некоторые ранние признаки такого состояния.
Интеллект сохранен, но плохие навыки чтения, непонимание прочитанной информации, трудности пересказа, множество ошибок даже при списывании текста, выраженные проблемы с почерком; неспособность выполнять задание в срок; излишние эмоциональность, раздражительность; нарушение координации движений; затруднение в определении правой и левой стороны; повышенное чувство справедливости.
Выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку.
Ребенок‑дислектик осваивает и использует впоследствии только то, что является его собственным жизненным опытом. Поэтому задача специалистов и родителей этот опыт ему предоставить. Дислексия не считается психическим заболеванием. Многочисленные исследования доказали, что все дело в нейробиологических причинах. Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и уже определены гены, которые могут быть ответственны за различные ее виды.
Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении и не читает для удовольствия; путает, переставляет местами буквы, заменяет цифры; испытывает трудности с передачей мыслей своими словами; может заикаться. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями. Но не стоит тревожиться, пока ребенку не исполнилось 8 лет. Нелепые ошибки при чтении и письме, «зеркальные» и «прыгающие» буквы — все это допустимо на первом этапе овладения учебными навыками. Другое дело, если ситуация не изменилась к окончанию 1‑го класса. Любому дислектику нужна помощь психолога. Но вылечить дислексию раз и навсегда нельзя. Ее можно скорректировать, дав ребенку «инструменты», которые значительно облегчат ему жизнь и процесс обучения, помогут регулировать свое состояние. Следует набраться терпения.
Дислексией страдали многие известные люди, которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере. Это состояние еще называют «словесная слепота», «болезнь гениев». Например, Леонардо да Винчи. Его изобретения обогнали свое время. Но он всю жизнь имел большие проблемы с чтением и особенно с письмом. У отца современной физики Альберта Эйнштейна тоже были немалые проблемы с чтением и письмом, да и вообще с обучением. Многие знают, что он был двоечником, но немногие в курсе, что это было обусловлено не разгильдяйством и не ленью, а особенностями развития. В мире даже проводится Неделя знаний о дислексии, во время которой рассказывают о людях, добившихся, несмотря на нее, успеха: Мерилин Монро, Уолте Диснее, Гансе Христиане Андерсене, Агате Кристи, Квентине Тарантино...
Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно делать это по‑другому, чем обычным детям. Первое, что вы должны сделать, — начать развивать речь ребенка и наращивать словарный запас. Но он не поймет вас, если вы будете объяснять все, как привыкли — на словах. Дислектику нужны образы, давайте больше визуальной информации: фильмы, спектакли. Особенно важны упражнения на баланс и координацию движений: это формирует связи между полушариями головного мозга. Подойдут ушу, цигун, йога, батут, а также дыхательная гимнастика.
Ольга ПЕРЕСАДА, профессор кафедры акушерства и гинекологии БелМАПО, доктор медицинских наук.