Зачем при поступлении нужна характеристика и с какими организациями можно заключить целевой договор

Без репетиторов и шпаргалок

Сегодня, 28 января, по всей стране впервые проходит репетиционный централизованный экзамен. Для этого задействовали 144 пункта ЦЭ. Учащихся доставляют организованно вместе с сопровождающими педагогами. Проверяют свои знания около 53 тысяч школьников. Тренировочное испытание покажет, какие задания будут на ЦЭ в мае, где ребятам можно расслабиться, а где, наоборот, подтянуть недоученные моменты. На эти и другие вопросы обратил внимание начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей КАСПЕРОВИЧ на прямой линии с читателями. По традиции разговор начинает корреспондент «СГ».


— Сергей Антонович, до очередной вступительной осталось не так много времени. Те, кто так или иначе связан со сферой образования, уже знают обо всех нюансах нововведений. Но есть люди, которые краем уха слышали о реформах и не понимают, почему и зачем они происходят. Давайте объясним.

— Изменения улучшают всю систему вступительной кампании для всех заинтересованных сторон. Предложения от них и поступали. На диалоговых площадках мы собирались, поднимали какой-то вопрос, выслушивали мнения, обсуждали — и таким образом приходили к решению. Конечно, во многом помог и Президент. Именно он засомневался: а все ли нормально в проведении наших экзаменов, аттестации учеников? Было дано поручение проанализировать — оно выполнено. Результат вы видите. Надо сказать, что реформирование произошло не одномоментно. Оно началось еще в начале прошлого года, когда немного увеличили набор на целевую подготовку. Тогда же были и намеки на проведение централизованного экзамена. 2023 год начался с нового указа. 

А цель — еще на школьном пороге видеть мотивированных ребят. Дать им шанс прий­ти в ту профессию, к которой лежит душа. Поддержать талантливую и эрудированную молодежь возможностью поступать без экзаменов. Если говорить о целевых договорах, то это удача для нанимателя — в буквальном смысле с нуля готовить себе специалиста.

Максим Заносов, Сморгонь:

— Скажите, пожалуйста, правда ли, что целевое направление можно взять у любой организации или предприятия? Возможно, есть какие-то критерии, по которым их нужно выбирать? 

— Законодательно — да, можно. Критериев нет: это может быть и столичная компания, и региональная, и государственная, и частная. Самое главное, чтобы наниматель был готов заключить с вами договор. То есть он должен спрогнозировать потребность в такой вакансии через 4 года. Некоторые руководители могут назначить собеседование, чтобы узнать будущего сотрудника поближе.

Максим уточняет: что делать, если во время обучения организация, с которой заключен договор, закрылась? 

— От этого никто не застрахован. В таком случае вуз и студент совместно будут искать другого заказчика кадров. Но суть не меняется: это будет все тот же целевой договор. 

Яна Фомина, Петриков:

— Я училась в профильном классе. Задания на школьных экзаменах для нас были на повышенном уровне. С ЦЭ будет так же?

— По уровню сложности задания будут одинаковые. Абсолютно все — базовая программа. 

Вера Рунцо, Минск:

— Слышала мнение о том, что новая вступительная кампания снижает роль репетиторов. Почему? 

— Вопрос необходимости репетиторства для каждого индивидуален. Могу сказать, что изменения должны уменьшить участие дополнительных педагогов в подготовке к экзаменам. Фактически это освоение школьной программы со своими учителями. Ее проходят на уроках, факультативах, дети закрепляют пройденный материал самостоя­тельно. Раньше репетиторов привлекали для того, чтобы натренировать выпускников решать ЦТ по определенному алгоритму. Теперь такой необходимости нет. И в ЦЭ, и в ЦТ не будет заданий пятого уровня сложности. Возможно, как раз их и подтягивали в частном порядке. 

Если брать олимпиадное движение, то тут тоже, как правило, одаренные ученики занимаются со своими педагогами. Часто во внеурочное время и даже не один год. За это их нужно поддерживать и давать возможность становиться студентами без испытаний. 

Матвей Северинов, Барановичи:

— Будут ли в этом году в каких-нибудь вузах вводиться новые специальности? Хотелось бы узнать, чтобы окончательно определиться с выбором.

— Готового перечня пока нет, но могу сказать точно: с 1 сентября 2023 года все специальности будут новые. Объясняю, почему и как так может произойти. Дело в том, что введен другой классификатор, согласно которому старые специализации переструктурировались и объединились. Изменяется их содержательная база. Чтобы определиться, в какой вуз и на какой факультет поступать, советую отслеживать сайты учреждений образования, посещать дни открытых дверей, не стесняться связываться напрямую с администрацией.

Елена Смирнова, Полоцк:

— Как будут переводить 100-балльную систему оценивания ЦЭ в 10-балльную? 

— Министерство образования уже утвердило шкалы переводов. Например, если школьник написал ЦЭ по русскому или белорусскому на 54—67 баллов, то в качестве экзаменационной отметки ему выставят 8. Каждому предмету — своя шкала. По математике на 6 нужно набрать 38—45 баллов. Нельзя забывать, что в аттестат пойдет среднее арифметическое за ЦЭ и годовой. Но учитывать также: в сертификате централизованного экзамена результаты ни во что не переводятся, то есть приемная комиссия обязательно будет смотреть на количество баллов. Предположим, два выпускника несут документы в БНТУ на машиностроение. У обоих в аттестате по математике — 8, но один на ЦЭ набрал 65, а другой — 76. Конечно, предпочтение отдадут второму. В таком оценивании двойственная природа новых правил — и она действительно эффективная.

Карина Литошко, Пинск:

— Я сейчас в 10 классе, но уже задумываюсь о поступлении. По новому указу характеристика тоже играет роль при приеме в университет. Боюсь, что она испортит мне всю картину, так как раньше получала замечания по поведению. Хотя в отметках и экзаменах уверена. Подскажите, что делать в такой ситуации.

— Первое, что учитывается при поступлении, — это результаты экзаменов, ЦТ и аттестат. Характеристика идет как дополнительный критерий. Не переживайте за то, что кто-то из учителей из мести напишет там что-то плохое. Такого быть не может, так как собирается целая педагогическая комиссия, которая объективно оценивает школьную активность того или иного учащегося. Над поведением, конечно, нужно работать. 

Характеристика — это в первую очередь сигнал для администрации и различных творческих союзов учреждения образования. Они посмотрят, что студент любит петь, танцевать, заниматься наукой, и пригласят его в соответствую­щие направления. Этот документ нужен, чтобы вовлечь ребенка в общественную жизнь. Представьте, сколько молодежи, переехав в чужой город, проходя адаптацию к самостоятельной жизни, просто теряется и забывают о своих увлечениях… А имея на руках характеристику от школы, в вузе студента буквально подхватят и дадут раскрыться.

Алена Трофимук, Гомель: 

— Моя внучка — выпускница. В этом году выпускные экзамены будут в мае во время учебы. Волнуюсь: успеют ли ребята подготовиться к ним?

— Для испытаний выбрали выходные дни. Репетиция ЦЭ, например, в субботу. Сами экзамены будут в воскресенье. Учебный процесс не пострадает, а будет вестись в соответствии с расписанием. Учителя не бросят своих подопечных в такое важное для них время и отработают вместе все нюансы, повторят правила.

Екатерина, Минск:

— Какие документы готовить абитуриентам, которые окончили школу раньше, зачем принят новый указ о вступительной? Кто может сдавать репетиционный ЦЭ и РТ? 

— Для выпускников прошлых лет ничего не меняется: для поступления они несут сертификаты трех централизованных тестирований. Если результаты не устраивают, его можно пересдать. Более того, их можно комбинировать между собой. Репетиционное тестирование по-прежнему может сдавать кто угодно в любом удобном формате: очно или дистанционно на сайте РИКЗ. А вот прогон ЦЭ возможен только для школьников. Он, в принципе, только для них и нужен, ведь эту форму испытаний больше никто не проходит.

Репетиционный централизованный экзамен необходим как для ребят, так и для сотрудников сферы образования. Молодежь проверит свои знания, посмотрит, какие параграфы еще нужно подучить. А мы отработаем алгоритм действий подвоза, питания, рассадки, формулировки заданий. Если где-то будут недочеты, то до мая у нас еще будет время оперативно их исправить.

beleckaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter