Без права на ошибку

Институт БелдорНИИ отметит 25 октября свой 50-летний юбилей

БелдорНИИ всегда гарантирует результат

Что бы ни говорили скептики, дороги Беларуси были и остаются лучшими на постсоветском пространстве. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, дорожная отрасль сумела сохранить высокий уровень их содержания в суверенные годы. Магистраль М-4 Минск—Могилев, модернизированная до 1-й категории, воочию убеждает, что Беларусь хоть и медленно, но прирастает дорогами международного стандарта. Самую активную роль во всем этом принимает Белорусский дорожный научно-исследовательский институт (БелдорНИИ), который 25 октября отметит свое 50-летие. С его директором Виктором ШУМЧИКОМ (на снимке) в канун этой даты, а также профессионального праздника — Дня автомобилиста и дорожника и пообщались журналисты. 

Всегда в приоритете

— За этот длительный период наше предприятие не раз меняло вывеску, подвергалось структурным изменениям, — рассказывает Виктор Касперович. — Но главное, что дорожная наука Беларуси всегда была в приоритете. И в советские годы, и в ее новейшей истории. Сегодня в штате института 234 человека, из них 135 — инженерно-технический состав, 34 сотрудника трудятся на опытно-экспериментальном производстве, где апробируется часть новых разработок. В структуре организации четыре управления и ряд отделов. В числе первых подразделений — дорожное управление, занимающееся разработкой современных технологий и материалов. В ведении мостового управления — все вопросы, касающиеся искусственных сооружений. Названия двух других подразделений говорят сами за себя: управление безопасности и содержания дорог, охраны труда и экологии.

Каждое из направлений деятельности по-своему важно и актуально. В структуре БелдорНИИ также функционируют отделы стандартизации и метрологии, сертификации и информационные службы, которые активно работают на все дорожное хозяйство страны. По сравнению с минувшими десятилетиями наш кадровый потенциал не претерпел особых изменений, разве что ощущается дефицит специалистов, скажем так, среднего возраста. Эта проблема возникла в конце минувшего столетия, когда дорожники, и не только они, искали лучшего приложения сил в иных сферах. В прошлые десятилетия наше учреждение, которое являлось филиалом СоюздорНИИ, было одним из лучших. После развала СССР дорожная наука осталась только в Беларуси, Казахстане и России.

Отмечу также, что в научной и иной деятельности все без исключения разработки БелдорНИИ идут в производство. Этот принцип поставлен во главу его работы. Мы обязаны давать гарантированный результат, то есть трудиться наверняка, без права на ошибку.

Не поддается исчислению

Подсчитать экономический эффект, который институт дал экономике Беларуси за все годы своего существования, не представляется возможным. К тому же многие из наших разработок до сих пор дают отдачу. Назову только некоторые наиболее востребованные, внедренные уже в новейшей истории страны. В их числе холодные эмульсионные технологии, причем мы были пионерами в их применении. Особенно они хорошо зарекомендовали себя на местных дорогах, в сельской местности при обустройстве агрогородков, где нужно было выдерживать социальный стандарт, в том числе и по дорожной инфраструктуре. Сооружение традиционной дорожной конструкции — весьма дорогостоящее дело, и применение эмульсионно-минеральных смесей помогло сберечь большие средства. Так, к примеру, при использовании 1000 тонн гравийно-эмульсионной смеси с ускоренным сроком формирования экономится 5120 кВт/ч электроэнергии, 14,6 тонны мазута и 15 тонн битума.

Удачной стала апробация в 2007 году технологии устройства тонких защитных слоев, получившая название «Тонфриз». Это аналог европейской разработки «Новочип». Укладка тонкого фрикционного слоя износа дает существенный эффект: около 7 тысяч долларов на километр. Порой несущая способность трассы достаточна, но дорожная конструкция начинает разрушаться на начальной стадии, плюс необходимо восстанавливать шероховатость покрытия. По традиционной технологии нужны два слоя толщиной 6 сантиметров. «Тонфриз» позволяет обходиться специальным слоем толщиной 1,5—2 сантиметра по холодной и горячей технологии укладки. И срок службы дороги увеличивается на 5—6 лет при наименьших затратах.

В минувшем году мы завершили проект по созданию производства герметизирующих материалов и модифицированных вяжущих на заводе «Мадикор». Это современное предприятие, оснащенное импортным оборудованием, на котором выпускаются дорожно-строительные материалы на основе битума. Мастики и герметики «Мадикора» нашли широкое применение не только в дорожном строительстве, но и в гражданском, и в промышленном, используются они и при устройстве нефте- и газопроводов. На заводе также освоили производство битумной ленты, которая применяется для сопряжения полос, а в нынешнем году начали выпуск гранулированного резинобитумного вяжущего, которое применялось и при реконструкции магистрали М-4. 

В области асфальтобетонов мы адаптировали щебеночно-мастичные бетоны, готовили стандарты в мостостроении. По искусственным сооружениям разработано усиление с применением накладной плиты, что кратно увеличило их несущую способность. Отмечу и то, что в последние годы по территории Беларуси уже не раз транспортировались дорогостоящие и крупногабаритные грузы массой около 400, 500 и более тонн. И никогда еще не было проблем с их доставкой из-за состояния мостов. Эффективной оказалась и разработка тросового ограждения, что самым серьезным образом отразилось на безопасности дорожного движения. Ведь при использовании этих конструкций водитель и его пассажиры, попавшие в ДТП, фактически остаются невредимыми, а автомобиль получает несущественные повреждения.

Отмечу и то, что часть разработок БелдорНИИ нашла применение во многих странах бывшего Союза, и прежде всего в регионах России и Украины. При этом БелдорНИИ совместно с проектным институтом «Белгипродор» предлагает бывшим соотечественникам комплексное решение тех или иных задач. Это проектирование производственных баз, помощь в подборе необходимого оборудования, проработка технологических циклов и многое иное. Так, сейчас мы создаем совместные предприятия в Башкортостане и Брянске, активно сотрудничаем с коллегами и из других регионов России — Воронежа, Екатеринбурга, Курска.

Главное достояние

Конечно, за всеми этими и множеством иных разработок БелдорНИИ стоят его труженики. Кадры — это наше главное достояние. Сегодня в штате — доктор технических наук, 6 кандидатов наук, 12 аспирантов. Институтский стаж 20 сотрудников — 30 и более лет. А рекордсмен и главный старожил института — профессор Вячеслав Яромко, который стоял у истоков его основания. Вячеслав Николаевич почетный дорожник Беларуси, заслуженный деятель науки и техники, и, по сути, сегодня он является ведущим научным сотрудником СНГ по своей тематике. Все наши подразделения возглавляют авторитетные и уважаемые люди, под руководством которых трудятся специалисты высочайшей квалификации.

Хочется верить, что нам удастся сохранить научный потенциал БелдорНИИ и в будущем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter