Какой стратегически важный документ обсудил Президиум Всебелорусского народного собрания и на чем акцентировал внимание Президент в части работы ВНС?
Важнейшее политическое мероприятие состоялось вчера во Дворце Независимости — первое заседание Президиума Всебелорусского народного собрания. Прошло оно в расширенном составе. Помимо 15 членов Президиума, к разговору были приглашены высшие должностные лица страны, члены Правительства, председатели облисполкомов. Столь высокое представительство вполне объяснимо. На обсуждение вынесли проект указа об усилении роли председателей райисполкомов и вопросы взаимодействия с делегатами ВНС. Однако этим повестка дня не ограничилась. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Беларуси по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, Всебелорусское народное собрание стало конституционным органом. Новый статус накладывает и дополнительную ответственность. При этом в ходе заседания Президент Беларуси, Председатель ВНС Александр Лукашенко четко сформулировал главный посыл в адрес высшего представительного органа народовластия:
— Мы все должны понимать, что ВНС никому не должно мешать работать. ВНС не должно довлеть над другими органами власти, ибо мы создадим сами себе проблемы. Каждый занимается своим делом. Это уже десятилетиями у нас устаканилось. А считать, что наш высший представительный орган (находится. — Прим. ред.) сверху и имеет право делать все в стране, — с таким подходом жить нельзя. Еще раз повторяю: никакого дублирования, никакого давления. ВНС должно занять свое место.
«Не довлеть над другими органами власти». Ключевые приоритеты работы ВНС
Если исходить из Конституции и Закона «О Всебелорусском народном собрании», принятого в феврале прошлого года, то компетенция, порядок формирования и деятельность ВНС вопросов не вызывают. Будучи высшим представительным органом народовластия, Собрание определяет стратегические направления развития общества и государства, обеспечивает незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Однако белорусский лидер на любые вопросы всегда смотрит глобально, в том числе с точки зрения жизненного опыта. Вот и теперь, прежде чем начать обсуждение вопросов повестки дня, Александр Лукашенко рассказал, что беспокоит его в части ВНС, и определил ключевые приоритеты в работе этого органа:
— Я решил провести сегодня заседание Президиума в широком составе, поскольку нам надо решить главный вопрос (может, даже не решить, он решен в Конституции):
мы все должны понимать, что ВНС никому не должно мешать работать. ВНС не должно довлеть над другими органами власти, ибо мы создадим сами себе проблемы.
По словам лидера, пока в должности Председателя ВНС и Президента находится один человек, этого, естественно, не произойдет:
— Но потом мы можем создать себе большие проблемы…
Беспокойство Главы государства можно понять. Неразбериха во властных структурах, желание перетянуть одеяло на себя, двоевластие никогда до добра не доводили. История знает немало таких примеров. И белорусы тоже это проходили в начале 1990‑х.
Вот почему Александр Лукашенко принципиально настаивает на том, что у ВНС должно быть свое место в политической системе:
— Мы ни в коем случае никому из органов власти не мешаем и не давим их. Каждый занимается своим делом. Это уже десятилетиями у нас устаканилось, все это понимают. А считать, что наш высший представительный орган, ВНС, (находится. — Прим. ред.) сверху и имеет право делать все в стране, — с таким подходом жить нельзя.
«Частить или мельчить мы не будем». Каковы полномочия ВНС
Глава государства обратил внимание, что в целом место и роль ВНС определены Конституцией:
— Но это общие положения, общие требования, общие функциональные обязанности ВНС, а вот в деталях, в конкретике у нас бывает наоборот… Если определено, что ВНС принимает решения в плане национальной безопасности (война и мир и прочее), — это только полномочия ВНС. Не дай бог, война или угроза войны — собираем ВНС, вносим предложение, рассматриваем и переводим страну на военные рельсы (я беру крайний пример). На это полномочия — у Всебелорусского народного собрания.
Александр Лукашенко предупредил, что ВНС не должно мельчить, а на Президиум ВНС надо выносить исключительно важные вопросы:
— Это не значит, что мы завтра будем собирать, как пленумы ЦК, по четыре раза в год заседания и будем там какие‑то обсуждать вопросы, делать вид, что сильно работаем.
ВНС должно заниматься исключительно по Конституции своими вопросами. Из этого должна исходить и структура, и взаимоотношения Президиума, Председателя Президиума с делегатами Всебелорусского народного собрания.
Президент считает, что заседания Президиума ВНС целесообразно проводить два‑три раза в год:
— Частить или мельчить мы не будем. По накоплению вопросов мы будем проводить.
Александр Лукашенко пояснил, что все предложения, касающиеся отдельных аспектов деятельности ВНС (например, о структуре Президиума ВНС, о взаимодействии Председателя ВНС, Президиума с делегатами), которые в течение полугода вносились на его рассмотрение, он решил вынести на обсуждение.
— Я не стал решения принимать, не посоветовавшись с вами. Думаю, вы выскажете свое мнение.
Четкая схема
Чуть позже Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой рассказал журналистам, что по итогам обсуждения Александр Лукашенко поручил выстроить четкую схему взаимодействия делегатов Всебелорусского народного собрания с органами власти, без дублирования и подмены уже существующих наших структур. По словам Главы Администрации Президента, в состав Президиума ВНС входят 15 человек, Секретариата — 10 человек:
— Эти 25 человек на сегодня должны аккумулировать самые важные вопросы, которые волнуют общество.
И роль Президиума — готовить самые концептуальные вопросы, связанные с развитием нашей республики в экономической, военно‑политической, информационной сфере для рассмотрения непосредственно на ВНС.
Дмитрий Крутой сообщил, что основной упор в ближайшее время будет сделан на подготовку программы социально‑экономического развития Беларуси на следующие пять лет:
— Контуры этой программы будут обозначены в предвыборной программе нашего Президента к предстоящим выборам и далее развиваться через Послание Главы государства, которое он озвучивает на ВНС. Поэтому Президент попросил не мельчить, не путать людей, не частить с проведением заседания Президиума, не запутывать органы власти в плане дублирования или подмены каких-то вопросов, а выстроить четкую и понятную систему, когда делегаты из большой массы вопросов, поступающих от граждан, будут выбирать самые важные, принципиальные и концептуальные, рассматривать их на региональном уровне, потом вносить через Секретариат на заседание Президиума. И в последующем, если будет одобрение и согласование, — на ВНС.
«Задействованы не так, как должно быть». Как усилить роль председателей райисполкомов
Среди вопросов, требующих коллегиального решения, — повышение роли и статуса председателей районных исполнительных комитетов. Соответствующий проект указа подготовили и внесли на рассмотрение Президента. Глава государства принял решение обсудить его на первом заседании Президиума ВНС с учетом мнения всех сторон, имеющих отношение к формированию уровней власти:
— Вы, наверное, часто слышали (я часто об этом говорил), что у нас председатели райисполкомов задействованы не так, как должно быть. Они не несут той нагрузки, которую должны нести председатели райисполкомов.
По словам Александра Лукашенко, критерием оценки деятельности местных органов власти в этом плане является решение Президента по реализации программы «Один район — один проект». Все понимают, что надо делать, но не все делают это как надо.
— Это эффективность нашей власти, начиная от Президента и заканчивая губернаторами, — отметил Глава государства. — С другой стороны, наши юристы констатировали факт, что нет нормативно‑правового акта, который бы четко расписал, чем должен заниматься председатель райисполкома. А если и есть, то этого недостаточно. Давайте примем это решение.
Потому что, если губернаторы и председатели гор‑ и райисполкомов работают нормально, страна будет в порядке.
Поэтому мы этот стратегически важный документ обсудим.
«Не создавать вертикаль диктатуры». Какой должна быть кадровая политика в регионах
Кадры решают все, и Президент это знает как никто. В любой командировке по стране, на каждом поле и предприятии всегда уделяет этому самое пристальное внимание. Ведь от того, кто, где и как трудится, зависит наше общее благополучие. А потому при обсуждении полномочий руководителей райисполкомов особый акцент Главы государства — на кадровых вопросах, а к разработчикам проекта указа — принципиальное требование:
— Нам нужен исчерпывающий документ. У председателя райисполкома он должен как настольная книжка лежать. Председатель есть председатель. Он должен заниматься всем. Ничего страшного, если он в каком‑то смысле будет назначать, утверждать, согласовывать руководителей частных структур. Тогда и влияние будет у них на это.
Очень важное уточнение Александра Лукашенко: больше надо относить полномочия к исполкому, а не председателю райисполкома, ведь последний, по сути, вносит и предлагает, а исполком утверждает. Белорусский лидер подробнее комментирует этот момент:
— Кое‑что решает председатель исполкома. Они председатели исполкомов. Они, образно говоря, президенты на этой территории, как я говорю. Но они не президенты. Так же, как и Премьер‑министр. Он председатель Правительства, у него есть определенные личные полномочия, но он лично не может принять ни один нормативный правовой акт. Он организовывает Правительство, его работу и так далее. Это дело Премьер‑министра. А нормативные правовые акты — Правительства (Президиум у нас есть и заседание Совета Министров).
Мы тут путать не должны. И не создавать вертикаль диктатуры от Президента до председателя сельского Cовета. Это красная нить. Мы тут ни в коем случае не должны преступить.
Что касается кадровых вопросов, то это главное, это конек, акцентирует Глава государства. Партии, как в СССР, уже нет, нет той схемы назначения кадров, все сегодня решается иначе. И позиция Президента — не замыкать все на одного человека, даже если это председатель:
— Да, он вносит любой вопрос. Обсуждают, он борется, сражается, но исполком принимает решение по всем кадрам, которые там есть... Но председатель облисполкома может назначить, он несет ответственность за это. Это его право. Вы можете не согласовать любую кандидатуру, это ваше право. Я могу это учесть, могу не учесть.
Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что окончательное решение должно иметь вид нормативного правового акта, а не протокола поручений, чтобы руководители на местах несли соответствующую ответственность.Эту логику надо сохранить. Это от жизни уже. Но если мы хотим, чтобы район управлялся, мы не должны тремя пальцами что‑то оторвать и дать председателю райисполкома. А это — нет, это не твое. Ну, так он и работать будет.
…Кроме того, Президент добавил еще один пункт к повестке:
— Еще один вопрос, который я хотел бы обсудить за закрытыми дверями. Он не должен быть тайной, но мы его пока так будем обсуждать. Потом проинформируем журналистов и наше общество. Это вопросы безопасности. Особенно в этот электоральный период, да и вообще после выборов. Я вас проинформирую и внесу свои предложения.
Все будет по закону
От бюджета и налогов до строительства и кадров: в каких сферах предлагается усилить полномочия председателей районных комитетов и какое решение принял Президиум ВНС
Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой на заседании Президиума ВНС представил проект указа об усилении роли председателей райисполкомов в развитии регионов, а после окончания мероприятия детально рассказал журналистам о некоторых важных моментах и принятых решениях. Забегая вперед, скажем: Александр Лукашенко озвученные предложения концептуально поддержал. Но вот закреплены они будут не на уровне указа, а гораздо масштабнее. Однако обо всем по порядку.
Дмитрий Крутой
«Основная цель — остановить отток населения». О задачах для руководителей районов
Представляя новации, Дмитрий Крутой подчеркнул, что сильные регионы определены приоритетом следующей пятилетки:
— По итогам региональных поездок Глава государства поставил ряд актуальных задач перед председателями райисполкомов. Основная цель — остановить отток экономически активного населения.
В связи с этим Дмитрий Крутой отметил, что Президент неоднократно обращал внимание районных руководителей на активное вовлечение в работу экономически незанятых граждан в районах, необходимость восстановления работы райагросервисов, строительных передвижных механизированных колонн, ДРСУ, сельхозхимии, организаций, отвечающих за обслуживание доильных установок, бурение скважин воды, обеспечение топливом.
Среди других приоритетов для местной вертикали — точечное, экономически обоснованное и финансово выверенное объединение хозяйств в привязке к лидерам, маякам района, возобновление или расширение практики использования мехотрядов, перемещение скота на новые молочно‑товарные комплексы, ускоренная мелиорация, работа с ветхими домами, благоустройство земель и вовлечение их в сельхозоборот.
По словам Дмитрия Крутого, в районах необходим поиск новых точек роста, в том числе через продолжение наработанных страновых программ. Таких как «Один район — один проект», развитие юго‑востока Могилевщины, возрождение Полесья, развитие интеграционных агроструктур Витебщины и других.
Для подготовки документа была создана рабочая группа при Администрации Президента из 18 человек. По поручению Главы государства половина из состава рабочей группы — это действующие или бывшие председатели райисполкомов (ныне они депутаты Палаты представителей либо члены Совета Республики). При разработке документа руководителям всех районов предлагалось высказать свои предложения, они были проанализированы, обсуждены со всеми заинтересованными.
Предложения местных органов власти касаются нескольких блоков, среди них бюджет и финансы, строительство и благоустройство, кадры. Остановимся подробнее на самых важных моментах.
Блок «Бюджет и финансы»
Данный блок стал ключевым на прошедшем обсуждении. В этой части руководителям районов предлагается предоставить следующие полномочия:
♦ распоряжаться остатками средств районного бюджета, которые образовались на начало текущего финансового года при условии, что у бюджета нет долгов перед вышестоящим бюджетом, а также просроченной кредиторской задолженности;
♦ распоряжаться средствами резервного счета райисполкома;
♦ возможность осуществлять госзакупки товаров и услуг из одного источника у организаций, более 25 процентов имущества или акций которых находятся в госсобственности;
♦ при формировании бюджетов на 2025 — 2026 годы сохраняется объем дотаций по всем уровням районных бюджетов не ниже уровня 2024‑го. То есть нижняя планка сохранится на уровне текущего года, а все, что районы заработали свыше (и в плане остатков, и в плане резервного фонда), председатели райисполкомов смогут использовать по своему решению.
О новом эксперименте в масштабах всей страны и соломоновом решении
На заседании Президиума ВНС детально обсудили вопрос возможного налогового перераспределения в масштабах всей страны. Как отметил Дмитрий Крутой, за последние 20 лет в Беларуси произошла серьезная централизация ключевых налогов, что, естественно, влияет на систему дотирования и систему субвенций бюджетов как областного, так и районного уровня:
— Председатели райисполкомов хотели бы оставлять больше налогов от тех предприятий, которые находятся на территории районов. Учитывая, что основные плательщики в средних районах — это сельскохозяйственные организации либо организации лесного хозяйства, то весь спектр налогов, начиная от подоходного и заканчивая НДС, они бы хотели сохранить у себя.
Президент по итогам дискуссии предложил, как сказал Дмитрий Крутой, в определенном смысле соломоново решение: оставлять в районе все налоги от вновь созданных с 2025 года предприятий и распространить действие этой нормы, например, до 2030‑го, то есть на период действия следующей программы пятилетки.
Глава Администрации Президента поясняет суть предложения:
— Новые субъекты хозяйствования, которые появляются в районе, все налоги будут платить в местный бюджет. Это будет стимулировать районные власти к открытию таких предприятий, определенным образом оживит инициативу «Один район — один проект». В результате стимулирования открытия малых, средних и крупных предприятий, создания более привлекательных условий для инвесторов, создания определенной соревновательной среды между районами все налоги в течение пяти лет могут оставаться в районе.
Пока эта идея внесена как предложение, которое еще предстоит тщательным образом обсудить на различных уровнях, в том числе в рамках рабочей группы, и с привлечением соответствующих специалистов, чтобы ни в коем случае не нарушить созданную систему бюджетно‑налоговой политики, рассказал Дмитрий Крутой.
Отвечая на вопрос журналистов, не получится ли так, что одни районы станут еще богаче, а состояние других ухудшится, из‑за чего регионы будут развиваться неравномерно (а это может спровоцировать отток кадров), Глава Администрации Президента заверил, что поспешных решений не будет. Для начала планируется проверить действие таких изменений на уровне пилотных районов страны, которые подобраны исходя из схожести по уровню социально‑экономического развития, численности населения, сложившейся структуре потребления, количеству бюджетных и коммерческих организаций, уровню инвестиционного участия, рассказал Дмитрий Крутой:
— Если это будет по три — пять районов от каждой области, то примерно треть районов (страны. — Прим. ред.) сможет участвовать в этом эксперименте, параметры которого еще будут очень серьезно обсуждаться специалистами.
Блок «Строительство и благоустройство»
Первая тема этого блока — привлечение организаций, ИП и граждан с их согласия к благоустройству и содержанию территорий за их счет или на условиях равного долевого участия. Пока в законодательстве закреплена норма — поддержание надлежащего санитарного состояния, при этом термин «благоустройство» — шире.
Вторая тема, на которую ранее обращал внимание Глава государства, — снос аварийных, заброшенных и грозящих разрушением строений на территории района. Проект указа наделяет председателей райисполкомов полномочиями самостоятельно решать эти наболевшие проблемы, учитывая, что процесс оформления подобных работ сегодня очень забюрократизирован. В качестве главного куратора по стране по данному вопросу определен председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению, уполномоченный представитель Президента в Могилевской области Леонид Заяц.
— За зиму по каждому району мы должны определить перечень таких объектов и соответствующий объем ресурсов на республиканском уровне и на уровне облисполкомов. Непосредственно на местах это будет зона ответственности председателей райисполкомов — что делать с этими строениями,
— доложил в ходе мероприятия Дмитрий Крутой.
В беседе с журналистами он добавит, что, по различным оценкам специалистов, в масштабах страны после проведенной работы дополнительно могло бы быть вовлечено в оборот 500 тысяч — 1 миллион гектаров земли.
Еще один вопрос, который поднимается на многих приемах граждан, — возможность реализации полезных ископаемых из внутрихозяйственных карьеров. В основном это песок, который идет на местные нужды для содержания территорий, кладбищ, строительства сельхозобъектов… Проект указа также определяет эту сферу как зону ответственности руководителя района. При этом установлен ряд ограничений: цена песка не должна быть выше себестоимости добычи, а объемы песка для так называемого фонда председателя райисполкома — не более 30 процентов от фактического объема добычи.
Блок «Кадры»
Предлагается расширить перечень должностных лиц, которые будут согласовываться председателем райисполкома. Речь идет о руководителях организаций, имеющих важное значение для района: их предложено утверждать списком на уровне облисполкома (по каждому району). При этом Правительство предлагало исключить из списка должности руководителей организаций частной формы собственности, а также руководителей из кадрового реестра Президента или Совета Министров. Председатели райисполкомов также выступают с предложением согласовывать заместителей руководителей организаций коммунальной формы собственности. В список предлагают включить специалистов в сфере АПК: главных инженеров, главных зоотехников и главных агрономов.
Общаясь в пресс‑центре Дворца Независимости с журналистами президентского пула, Дмитрий Крутой не стал скрывать, что в ходе обсуждения звучали разные точки зрения, при этом остановился на деталях:
— Все‑таки Президент считает, что для усиления властных полномочий председателей районных комитетов они должны участвовать в согласовании фактически всей управленческой вертикали не только госорганов, но и руководства коммерческих организаций на территории района. Это принципиальный вопрос данного документа. Он Президентом поддержан.
В то же время до этого была не раскрыта тема, на основании каких нормативных документов председатели райисполкомов смогут реализовывать свои полномочия и доводить определенные решения до исполнителей. В Администрации Президента считают: общая норма о том, что принимается распоряжение райисполкома без какой‑либо серьезной ответственности со стороны исполнителя, и наличие только дисциплинарных мер взыскания не позволяют в полной мере реализовывать региональную политику. Особенно касающуюся соблюдения технологических регламентов.
Дмитрий Крутой рассказал журналистам о еще одном принятом на заседании Президиума ВНС решении:
— Одной из форм станут письменные предписания председателя райисполкома. У нас есть Кодекс об административных правонарушениях, поэтому в случае неисполнения этих письменных предписаний будет введена финансовая ответственность до 40 базовых величин — специалисты будут чувствовать уже материальную ответственность. Это тоже повысит статус и уровень документов, которые будут доводиться председателями районов.
Местная власть: руководство к действию
По итогам обсуждения на заседании Президиума ВНС было принято решение не издавать новый указ, а подготовить новую редакцию закона, чтобы сосредоточить в одном документе все, что касается работы председателей райисполкомов, их полномочий, прав и обязанностей. Таким образом, этот закон в последующем станет своеобразной конституцией для руководителей на местах.
Дмитрий Крутой в разговоре с журналистами подчеркнул:
— Президиумом ВНС был одобрен следующий подход. У нас есть закон о местном управлении и самоуправлении. Там целые главы, разделы посвящены полномочиям, правам, компетенциям и ответственности местных органов власти.
Президентом поручено в первом квартале 2025 года оперативно доработать закон. Все дополнительные полномочия будут положены в этот документ, в закон, и в одном месте председатель райисполкома сможет почитать как Конституцию, как настольную книгу все имеющиеся у него полномочия.
О дате проведения ВНС
Следующее заседание Всебелорусского народного собрания планируется провести уже после президентских выборов. Соответствующая позиция была озвучена на заседании Президиума ВНС
Глава государства напомнил, что 26 января в стране пройдут президентские выборы, и высказался насчет выработки программы, которую представят вниманию граждан:
— Поскольку у нас единство определенное есть, программа действующего Президента, которая вырабатывается сегодня всеми нами, — это будет ориентир в январе, декабре даже, для всего белорусского народа.
А вот детализировать на основе этой программы задания на будущий год и, может быть, взгляд на пятилетку мы сможем после президентских выборов.
Дмитрий Крутой в интервью журналистам подтвердил, что, скорее всего, будет принято решение провести следующее заседание ВНС уже после президентских выборов:
— Потому что сейчас идет предвыборная кампания и нет смысла отвлекаться на эти вопросы. Во‑вторых, как Президент сказал, будет подготовлена (и он сейчас над ней работает) предвыборная программа с основными посылами. Далее Президент начнет подготовку к Посланию. Это у нас традиционно весна. Я сейчас бы не хотел называть конкретные даты и месяцы, они не определены. А накануне заседания ВНС будет еще раз собран Президиум, чтобы сверить позиции и уже окончательно согласовать те вопросы, которые будут выноситься на ВНС. Мне кажется, абсолютно простая и прозрачная конструкция.
Президиум ВНС обсудил также вопрос о численности судей Верховного Суда
Подробности журналистам рассказал Председатель Верховного Суда Валентин Сукало. Он напомнил, что в марте текущего года Парламент принял Кодекс гражданского судопроизводства:
Валентин Сукало.
— Это единый кодекс, который унифицирует процедуры как в экономическом правосудии, так и в гражданском. Чтобы реализовать этот кодекс, необходимы некоторые изменения в судоустройстве страны. То есть нужно создать новый Апелляционный экономический суд. Это прямо записано в Кодексе гражданского судопроизводства. И поручение Верховному Суду в течение шести месяцев внести предложение Президенту по образованию такого суда.
Верховный Суд разработал такие предложения и уже представил в Администрацию Президента. Но нюанс в том, что новый суд необходимо создать за счет собственных резервов судебной системы — без увеличения общей штатной численности судей, пояснил Валентин Сукало:
— Чтобы этот суд заработал, надо 27 судей. Мы посчитали, что 22 судьи мы можем изъять из действующих областных экономических судов в связи с сокращением их компетенций. И на пять судей уменьшить состав Верховного Суда, то есть пять судей Верховного Суда необходимо передать в новообразующийся суд.
Но если по вышеобозначенным 22 позициям судей решение можно принять на уровне указа Главы государства, то изменение численности состава Верховного Суда теперь входит только в компетенцию Президиума Всебелорусского народного собрания. Этим и было обусловлено рассмотрение данного вопроса на прошедшем заседании.
Валентин Сукало уточнил, что в настоящее время штатная численность Верховного Суда составляет 76 судей, а после нынешнего решения Президиума ВНС будет 71.
Председатель Верховного Суда заверил, что такое решение не повлияет на текущую загрузку в делах суда, поскольку часть дел уйдет в новый суд, а сокращение штатной численности произошло на фоне имеющихся в Верховном Суде вакансий.
Фото БЕЛТА