Белорусская банковская система — она кровеносная, а не кровососущая

Когда беглых охватывает неконтролируемая истерика на тему «Школьникам хотят показывать по субботам советские фильмы» — понимаю. Им физически неприятны нормальные отношения и человеческие чувства, а промискуитет с котиками в советское время не снимали.

И даже не всем показывали.

К тому же советские фильмы, показываемые белорусским школьникам, означают для беглых отсутствие будущего и напоминают, что сами они — выродки. Посему — не удивлен.

Но когда все вот эти образованцы дружно начинают обсуждать новую редакцию Банковского кодекса… в чужой теперь уже для них стране… даже говорящая пилипчук вызывает меньше удивления.

Или многие таки собираются обратиться в комиссию, но таятся от таких же рядом? Похоже на то: буквально, когда я этот текст писал, мне звонил тот самый копрофил Паук. Умолял так, что пришлось обещать лично рассмотреть его заявление.

Но вернемся к банкам. Тридцать с лишним лет назад вместе с перестройкой мы начали строить капитализм, причем независимо от желания. Банки и банковская система — его неотъемлемая, существенная, стержневая часть.

Нам, белорусам, повезло больше других составных частей бывшего советского народа. Под защитой своего социально ориентированного государства мы не сталкивались с коллекторами. Хотя было время — и были предложения ввести такое и у нас.

Мы почти не заметили «эпоху микрокредитов», когда деньги давал невесть кто и сразу — но под такие проценты, что в калькулятор не влезают. А многие соседи из похожих на наши райцентров на таких «банковских операциях» лишались очень и очень многого.

В начале XXI века в России насчитывалось 1277 банков (2004 год), в результате отзывов лицензий и санаций на 1 октября 2022 года осталось 328. Такой чистки рынка нам с вами тоже не пришлось пережить.

В 2020 году в интервью ТАСС Владимир Путин прямо сказал: «[Санацию] делал Центральный банк для того, чтобы миллионы [граждан] не пострадали, чтобы слабые финансовые учреждения не набрали денег немерено у населения <…> и потом бы растворились куда‑нибудь в Лондон, как обычно». И в такие переплеты нам в Беларуси попадать не приходилось.

Ну а что творил, скажем, Коломойский со своим «Приват‑банком» (и его вкладчиками, своими согражданами), даже других бандито‑бандеровцев достало настолько, что просто отобрали у Бени его игрушку, и ша. Но многие люди оставались при этом без средств, некоторые — без всего, надо помнить.

Неприятности у белорусов обычно начинались с того мелкого текста в договоре, «который никто не читает». И со своих косяков‑ошибок типа не в срок оплаченного кредитного или иного взноса, неполного погашения очередного транша и всего остального из этой же серии. Не заплатил, недоплатил, не вовремя, не погасил пеню, не потянул штраф — и бывало, что белорусам набегали совершенно космические суммы. К чему мы, прямо скажем, несколько беспечные под защитой государства, не привыкли.

Защита прав и интересов именно потребителей банковских услуг (то есть фактически населения) в новой редакции Банковского кодекса существенно усиливается. Запрет на повышенные проценты по кредиту, уменьшение размера штрафных санкций, перечень случаев требования досрочного погашения, трехмесячный срок с момента такого требования — эти и многие другие новшества дадут нам с вами, пользователям банковских продуктов, дополнительные гарантии. А у банков, соответственно, заберут дополнительную прибыль.

Смысл нововведений понятен: белорусский банк не должен доводить своего клиента до пеньковой веревки и сосать из него кровь до конца. Почему не должен?.. это же деньги… пусть клиент не нарушает… Скажу коротко: потому что. Потому что государство у нас социально ориентированное, вот почему.

Такие правила — так и будем жить. Не оглядываясь на чужие. А то ведь Америка с Европой много каких санкций хотели бы еще ввести, правда? Та моя карточка, где 3 доллара и 82 цента, — она ж никуда не делась («Банки и склянки», 07.10.21, «СБ. Беларусь сегодня»).

Так вот: не через наши банки. Хочешь зарабатывать здесь — вот правила. Они понятны. Они справедливы.

Про крики беглых в стиле «они взялись за банки» что можно сказать? Крики чаек, встревоженно взлетевших с мусорной кучи новостей. С того полигона, куда каждый и каждая из них рискует отправиться жить, если хоть на миг, хоть на грош просрочит очередной платеж польскому или литовскому банку. Выдавшему им срочный кредит на поесть или снять жилье.

Что белорусам и так‑то у себя дома не грозило. А с новым Банковским кодексом — и не дождетесь.

Уж простите, накипело.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter