Валерий Шмат вывел в свет новый состав популярной арт-группы
«Беларусы» — коллектив известный и узнаваемый. Впервые выйдя на сцену около четырех лет назад, молодые люди сразу запомнились и полюбились зрителю, а их песни, исполненные красивым мужским многоголосием, стали звучать в самых престижных залах страны. Каково же было удивление поклонников, когда в одном из таких недавних концертов на сцене во главе с художественным руководителем коллектива Валерием Шматом появились совершенно другие исполнители. Откуда ветер перемен? За ответом на этот вопрос корреспондент «Р» поспешила за кулисы.
— Валерий, что случилось и в чем причина?
— Случилось первое публичное выступление нового состава арт-группы «Беларусы» и премьера песни Олега Елисеенкова. А что касается причины, обусловившей смену лиц… Как известно, любой коллектив, в том числе и творческий, предполагает объединение единомышленников. К сожалению, с прежним составом у меня, создателя и художественного руководителя арт-группы «Беларусы», автора практически всего репертуара, такого взаимопонимания не стало. С некоторых пор мои идеи перестали находить у ребят отклик. А раз его нет, то о каком совместном творчестве можно говорить.
— И какие ваши идеи не нашли понимания?
— Создавая музыкальный проект арт-группа «Беларусы» (кстати, это название зарегистрировано на мое имя), я изначально делал ставку на мужское многоголосие, соединение академического исполнения с эстрадным и приближенность к элитарному искусству. В этом же направлении я намерен развивать проект и дальше. Но артистов группы стала больше привлекать попса. Не хочу сказать, что популярная музыка – это плохо. Право на существование имеет профессионально сделанное произведение любого жанра, потому что вкусов зрительских очень много. Но творчество арт-группы «Беларусы» все же адресовано слушателю более интеллектуальному и музыкально подготовленному.
Есть и еще причина, о которой не слишком приятно говорить. Концерты, аплодисменты, внимание публики… Звездность, когда каждый мнит себя единственным солистом, что совместному творчеству вовсе не способствует. Плюс экономические сложности. В нынешних условиях работать приходится в прежних объемах, но в результате получать меньшие гонорары.
— Новый состав – это…
— В основном студенты старших курсов консерватории, вокалисты, каждый из которых уже имел практику в певческих коллективах. Сейчас в арт-группе «Беларусы» пять человек. Пока этого достаточно, но я не говорю, что это состав окончательный, скорее всего со временем он увеличится до 7—9 солистов. Вообще, многоголосная музыка всегда была и остается моей стихией, и я буду пытаться ее делать, даже если со мной будут работать всего три человека.
Надеюсь, что на этот раз в коллектив собрались единомышленники, люди, которых привлекает музыка, близкая моей душе, – мировые хиты и белорусская классика. К сожалению, мы недооцениваем творчество отечественных авторов. Могу об этом судить как профессионал с консерваторским образованием. По музыкальному языку многие из белорусских произведений ничуть не хуже итальянской песни или французского шансона. Просто в свое время они не были достойно исполнены или вообще не нашли сценического воплощения. Обращение арт-группы «Беларусы» к произведениям белорусских авторов, в том числе и на белорусском языке — моя принципиальная позиция, от которой я не отступлю и впредь. Кстати, и по этому поводу с бывшим составом у нас тоже были разногласия.
— А нет ли у вас разногласий по поводу смены состава с Федерацией профсоюзов Беларуси, при которой создавалась арт-группа «Беларусы» и под крылом которой все это время существовал коллектив?
— Я очень благодарен руководству ФПБ за поддержку моей идеи и помощь в организации арт-группы четыре года назад. Но не скажу, что последние несколько лет под профсоюзным крылом нам было, как многие считали, слишком уж комфортно и бесхлопотно. Порядка трех лет коллектив никак не финансировался, даже каждый шаг на сцену Дворца профсоюзов не был бесплатным. Мы длительное время находились в совершенно свободном и самостоятельном плавании, а теперь оформили это и документально.
— И что же дальше?
— Произведений мною написано много, я набрал те голоса, которые хотел, и буду работать с музыкой, которая мне интересна и нравится. Сейчас я и композитор, и аранжировщик, и режиссер, и репетиции провожу, и веду занятия в вокальной студии. У нас ведь при арт-группе больше ста воспитанников учатся петь. Кстати, весьма успешно — участвуют во многих больших концертах и побеждают в международных конкурсах. В этом году наши ребята прошли в полуфиналы «Новой волны» и детского «Евровидения».
В ближайшее время выберем песню для съемок второго по счету клипа, чтобы успех был не меньший, чем у первого с композицией «Белорусы мы». Работаем над новой программой, причем собираемся сделать не просто концертное выступление, а шоу с постановками номеров. Готовим цикл песен белорусских авторов. Осенью планируем большой сольный концерт с предварительным гастрольным туром по стране. Ведем переговоры о выступлениях с Россией, Польшей, странами Балтии.
Словом, несмотря на смену состава, развитие арт-группы «Беларусы» продолжается. А сам факт обновления коллектива при имеющемся лидере, в принципе, не такой уж редкий случай, если вспомнить историю развития многих музыкальных ансамблей.