Четыре с половиной года назад Алина Талай завоевала бронзовую медаль чемпионата мира по легкой атлетике. Сделала то, что многие считали невозможным: барьерный спринт традиционно американский вид легкой атлетики, и пробиться на мировой пьедестал здесь сродни историческому финишу Юлии Нестеренко на Олимпиаде. На Игры в Рио Алина ехала с похожими амбициями, но зацепилась за барьер в полуфинале. Неудачным оказался и чемпионат мира в Лондоне… В итоге на финишной прямой к своей третьей Олимпиаде — в Токио — Алина решила взять судьбу в свои руки, отказалась от помощи тренеров и на днях на чемпионате Беларуси в Могилеве завершила один из своих быстрейших зимних сезонов.
— Победить всегда приятно, хотя результат, который я показала, далек от лучшего и, главное, тех параметров, которым я соответствовала на протяжении всего зимнего сезона. Но это понятно. Я почти месяц выступала в Европе, из‑за разницы во времени в Могилеве пришлось выходить на старт предварительных забегов в 8 утра по европейскому времени… Я фактически еще спала.
— Но сезоном ведь довольна? Твоего возвращения на дорожку после травм и операций все ждали с нетерпением…
— Довольна. Тем более что сейчас я тренирую сама себя. Сама составляю планы подготовки, сама вывожу себя на пик формы. Предполагала набрать максимальную скорость к чемпионату мира в помещении, но так как его отменили… Бежать в районе 7,85 нужно было еще недели две назад, но в итоге сейчас, на чемпионате Беларуси, у меня медленнее восьми секунд. Непонятный сезон получился, но мой лучший результат нынешней зимой — 7,87 — лишь на 0,02 секунды уступает моему личному рекорду на 60 метрах с барьерами. Это шестой результат в мире. На всех официальных стартах я оказывалась в тройке лидеров, обыгрывала чемпионку мира…
— Давно ты сама себе тренер?
— Второй год. Показанный в минувшем сезоне результат 12,41 — это уже мое собственное достижение и как спортсменки, и как тренера. Зимой тогда, правда, хороших результатов не получилось показать из‑за перелома, так что нынешние 7,87 — это также мой лучший результат как тренера. Это говорит о том, что программа, по которой я сейчас тренируюсь, работает.
— Эта программа — твоя собственная разработка или компиляция опыта сотрудничества с предыдущими специалистами?
— Есть мой личный опыт, есть знания, которые я получила в университете, изучая методику. Важную роль играет и опыт, который я получила, работая и с белорусскими, и с иностранными тренерами.
— Тренировать кого‑то и тренировать себя — разные вещи. Как минимум с точки зрения требований к самодисциплине…
— С этим как раз проблем у меня нет. Я профессиональная спортсменка, уже 10 лет выступаю на высоком мировом уровне, так что организовать себя я умею хорошо. У меня проблема скорее с тем, чтобы вовремя остановиться. Для этого со мной работает наша бывшая барьеристка, а сейчас старший тренер по спринту Женя Володько. И планы подкорректировать может, и посоветовать. Но, что также очень важно, она может в определенный момент сказать: «Все, этого достаточно!» Эта помощь для меня очень важна!
— Помню, как ты расстроилась после прошлогоднего чемпионата страны, когда поняла, что не можешь выйти на свои лучшие скорости. Такой расстроенной Алину Талай видели, наверное, лишь после Олимпиады в Рио.
— У меня был перелом, и три месяца я провела на костылях. Но при этом, как любой спортсмен, рвалась на дорожку, хотела бежать. Наверное, в этом была ошибка. Мне очень хотелось поехать на зимний чемпионат Европы, казалось, что я успею восстановиться, но после перелома сделать это очень непросто. Ведь в моем случае мало, чтобы кость срослась. После использования костылей связки и мышцы становятся очень слабыми и давать такую же нагрузку, как обычно, просто нельзя. Ты не можешь бежать: нога просто не работает так, как нужно. В итоге случилось воспаление связок, которое проходит около двух месяцев. Легкая атлетика — очень жесткий вид спорта. Если бы я играла в футбол, было бы проще восстановиться, а в моем виде нужна очень жесткая активная стопа. На чемпионат Беларуси я выходила с намерением сделать шаг и убедиться, что я полностью вернулась после травмы. Но готовиться к нему я начала лишь за месяц, и хорошего результата не получилось…
— С какими мыслями следила за чемпионатом мира в Катаре?
— Смотрела все забеги, знаю результаты, и здорово, что барьерный бег сейчас вышел на такой феноменальный уровень.
Победившая в Дохе Ниа Али показала результат 12,34 секунды! Учитывая, что мой результат в районе 12,41, а завоевавшая серебро Кендра Харрисон показала 12,46, мне очень хотелось там оказаться…