Баянист-виртуоз Владислав Плиговка родился в Полоцке и к 28 годам успел собрать внушительную коллекцию наград едва ли не всех ведущих мировых музыкальных конкурсов. Вбейте в поисковую строку Яндекса «Владислав Плиговка, баян» и гляньте на статистику. Больше 30 тысяч запросов, несколько сотен видеороликов. А сам Владислав рассказывает, что баян – круче армрестлинга и что у занятий музыкой много общего с олимпийскими тренировками.
– Слава, скажите, почему именно баян? В массовом сознании засел стереотип, что это такой «уходящий» инструмент для бабушек и дедушек…
– Неправда, баян – инструмент достаточно молодой и в то же время универсальный, на нем можно сыграть любую музыку – классическую, эстрадную, джазовую… Допустим, скрипке для аккомпанемента нужно фортепиано, а на баяне партию скрипки играешь правой рукой, а партию фортепиано можно уложить в левую руку. А вообще у меня родители музыканты, причем именно баянисты.
– Выходит, это они вас приобщили к музыке?
– У меня с детства был интерес к звукам. У нас стояло старинное фортепиано, и я постоянно подходил к нему, пытался подобрать какие-то мелодии. И с самого начала очень повезло с моим педагогом Михаилом Ивановичем Ивашкиным.
– Чтобы играть на баяне, нужно обладать физической силой? Сколько примерно весит инструмент?
– Полный классический баян – 14–16 кг.
– И сколько часов в день вы проводите в обнимку с этим весом?
– Когда я учился, занимался в среднем шесть часов в день. Сейчас у меня основная работа в Белгосфилармонии, плюс я преподаю в БГАМе и много времени провожу со студентами. Заниматься большую часть дня, как в годы учебы, уже не получается.
– Но все равно тренировка не хуже, чем в тренажерном зале!
– Есть такой вид спорта – армрестлинг, так вот на левую руку наши баянисты всех кладут! На правую, конечно, тренированным людям проигрывают, а вот на левую… Очень у нас руки накачаны. Тем, кто хочет побеждать в спорте, нужно баяном заниматься!
– Что еще надо баянисту, помимо физподготовки?
– Умение удерживать внимание, потому что инструмент достаточно сложный: мы не видим, что, где и как нажимаем. Все на мышечно-подсознательном уровне, и движения должны быть отработаны до автоматизма. Плюс нужно думать о музыке, динамике, штрихах.
– Вы говорите, можно играть на баяне любую музыку, а сами что исполняете?
– В наше время музыкант, который придерживается только какого-то одного направления, будет не совсем востребован. Сейчас нужны универсальные исполнители, и это касается, не только баянистов. Сегодня ты выступаешь с классическим концертом, а завтра пригласят на какую-нибудь презентацию, на корпоратив и попросят что-то сыграть для настроения, легкое, но виртуозное, и ты тоже должен это уметь. Допустим, в Европе очень популярны французские мюзеты, вальсы. Я даже несколько раз ездил во Францию брать частные уроки, это направление очень понравилось. У меня и классический баян, и эстрадный. Могу сыграть часовую программу эстрадной музыки. Вот празднуют, допустим, айтишники Новый год…
– Хотите сказать, что айтишники готовы праздновать Новый год с баяном?
– Вы не представляете, как они его любят! В этом году во Дворце спорта около 800 человек собрались – меня еле отпустили, слушали с такой жадностью! Инструмент, казалось бы, известный, от тебя ждут, что ты сейчас им польку какую-нибудь сыграешь, или «барыню» с цыганочкой. А ты выходишь и показываешь их – только в современной виртуозной обработке. Поверьте, когда на баяне делают что-то высококлассное, это вызывает восторг.
– Как победитель зарубежных конкурсов расскажите, насколько баян востребован за пределами страны?
– Сейчас востребовано то, что качественно и на высоком уровне. Независимо от инструмента. Вы посмотрите, сколько пианистов! Но приглашают почему-то Мацуева и Луганского. Или скрипачей – Спивакова, Венгерова. То же самое и у баянистов: есть известные музыканты – Скляров, Шишкин, еще несколько имен. Те, кто показывает класс, интересное исполнение, востребованы везде. В любом государстве, в любой стране.
– То есть интерес вызывает способность сделать больше, чем остальные, так же, как в спорте. Олимпийская система?
– Я и своим студентам говорю: либо ты первый, либо ты последний.
– А как стать первым?
– Чтобы заработать имя, нужно постоянно выступать, ездить на конкурсы, занимать призовые места высокого уровня. Когда тебя начинают узнавать и о тебе много слышат, люди видят афишу и говорят: «Пойдем!». Они уже не смотрят, какой инструмент, какой репертуар, им важен именно исполнитель. До сих пор Башмет приезжает – многие люди и не знают, что он альтист, а не скрипач. Но они говорят: «О, на Башмета идем!». Не на альтиста, заметьте, а на Башмета.
– Отвлечемся от творчества, поговорим о вас. Что еще вам интересно, помимо музыки?
– Вообще я очень люблю путешествовать. Даже когда на гастроли езжу, стараюсь выкроить пару дней, чтобы побродить по новым местам, познакомиться с городом, его обычаями и историей.
Владислав Плиговка
Родился: в 1986 г. в Полоцке
Семья: женат, воспитывает дочку
Образование: окончил Новополоцкое музыкальное училище, Белорусскую государственную академию музыки
Достижения: свыше 30 наград престижных музыкальных конкурсов, в т.ч. первые премии Международного конкурса «Балтика-гармоника» в Санкт-Петербурге (1999), V Международного конкурса аккордеонистов (Вильнюс, Литва, 2002), X Международного конкурса аккордеонистов Grand-Prix (Монро-ле-Бэн, Франция, 2007), Тихоокеанского чемпионата аккордеона (Сидней, Австралия, 2008), Международного конкурса в Кастельфидардо (Италия, 2008), Кубка мира в Глазго (2008)
Хобби: путешествия
Фото: www.abbia.by