Зачем в Беларуси европейские санкции? Не торопитесь с ответом

Банки и склянки

Мне пришла эсэмэска: через неделю мы, белорусский банк, прекращаем с вами, дорогой клиент, всякое сотрудничество. В полном соответствии с «Правилами обслуживания физических лиц».

Утро

Правила есть правила. Однако не могу не заметить: вот гражданин и банк собрались вместе строить счастливое финансовое будущее. Клиент отсыпает денег, банк благодарит процентами, в этом суть договора. Но есть еще и «правила» — и в соответствии с ними банк, оказывается, может просто вычеркнуть клиента из своей жизни в любой момент. В одностороннем порядке. Предупредив эсэмэской.

Мне такие правила не кажутся ни справедливыми, ни правилами обслуживания — больше похоже на наем батрака к пану. Поэтому в ближайшее время собираюсь промониторить этот сектор экономики, прошу заметить, Республики Беларусь, чтобы четко ответить себе и вам на вопросы.

Они такие: мы с вами для наших банков кто — клиенты или пыль под ногами? А банки, работающие в Беларуси, — много ли среди них той «новой шляхты», которая нас с вами, клиентов, в грош не ставит? Договоры между белорусами (и делающими бизнес среди белорусов) должны быть взаимовыгодными или кабальными? И наконец: в миссию белорусского бизнеса будет входить понятие «справедливость» или одно только «извлечение прибыли в пользу акционеров»?

Тем не менее правила есть правила, счет закрыт. Я позвонил по указанным телефонам. И оказалось, что не денег на счете маловато. Не срок договора истек. Никакую тайну банка я не нарушил.

А просто попал в европейский санкционный список.

И по этой причине, как, запинаясь, объяснила мне девушка по телефону, «банк имеет право… в соответствии с правилами… вы читали… в подписанном договоре…» и так далее.

Вопрос не во мне. И не в тех 3 долларах 82 центах, которые «я могу получить в любое время… в любом отделении…» Просто интересно, а если бы ­ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) решил, что я нарушил почему-то человеческие права слизняка Мотольки, и поручил меня оштрафовать, банк послушно списал бы деньги с карты? Прислав за три дня эсэмэску об этом — в полном соответствии с «правилами»?

В Гааге, если кто не знает, сидят такие «международные судьи». Которые только и способны судить спеленутого джинджичами Милошевича. Однако стоит только США на них цыкнуть, как «международный суд» растворяется в информационном потоке, как в нетях.

Так если бы в Гааге отважно решили, скажем, что мои белорусские счета срочно надо арестовать, — банк арестовал бы? Что, прямо тут, в Минске? И меня самого, может, заодно уж, чтоб два раза не вставать?

Дела-заботы

Тут самое время спросить: почему я банк-то не называю? А вот почему: диалектика.

Не поленился ведь и поехал сам поговорить с генеральным директором. Выяснил, что банк исправно помогает тем, поддерживает этих, спонсирует и закупает, в общем, помнит о социальной ответственности бизнеса.

Вот и славно, про это никому забывать не надо.

А дальше на свет вылезла вся злокозненность Запада. Мы бы и дали вам дешевый кредит, и не один, говорят белорусскому банку западники. Те разумные, которые хотят продолжать иметь отношения с Беларусью. Этими деньгами вы бы помогли своему местному бизнесу, тот бы создал рабочие места, все бы и сами зарабатывали, и налоги платили.

Но вот только если обнаружится, что вы до буквы не выполнили то, что наши западные политиканы решили… на такие риски мы пойти не можем. Поэтому — выбирайте.

Поэтому и пишу я — не о конкретном банке и даже вовсе не о банках. А обращаюсь ко всем — предприятиям, руководителям и даже отдельным белорусам, — кто деловыми интересами связан с Западом.

Понятно, что между Муковозчиком и экономикой страны нужно выбирать экономику. Неоспоримо. Можно даже согласиться с таким мнением: обрушивая народный гнев на ищущих компромиссы, способствуешь частной победе западных «ястребов».

Однако давайте рассмотрим и обратную сторону вопроса. Если с Западом тебя связывают не контракты, не равноправные отношения, а вены и артерии, без которых кранты, — что помешает тебе в следующий раз заблокировать такому Муковозчику счета? Арестовать его? Выдать по требованию?

Где граница, за которой разумное лавирование переходит в откровенное предательство? Где гарантии, что те западники-голуби в один прекрасный момент просто не перекроют артерию: выполняй условия или помирай? Им не будет нас жалко ни минутки, убежден в этом.

Наконец, исполнение желаний евро-американских политиканов (кроме очевидной поддержки их санкций в частности и их политики вообще) — не есть ли как раз победа тех самых «ястребов»? Которым не нужно быстро и пафосно, раз уж не получилось, а важно просто в конце концов задушить? Мелкими шагами, по клевку, буквально по человечку… а куда спешить?

Люди, имеющие деловые контакты и ищущие компромиссов с Западом, — люди умные. Потому им легко будет кое-что вспомнить и одно с другим связать.

Конец рабочего дня

Как восторженно в Грузии толпы на улицах поддерживали Гамсахурдия! Очевидцы тех событий говорили мне, что белорусские «марши» 20-го года были им даже зрительно знакомы, на слух не отличались.

Тот «Круглый стол — Свободная Грузия», от которой Гамсахурдия и избирался, включал в себя, в частности, «Грузинский национальный фронт» и «Национально-христианскую партию». А в Беларуси те же годы были временем «Белорусского народного фронта» — затем «Консервативно-христианской партии». Во главе с Позняком.

По отношению к своей бывшей родной большой стране они были — близнецы-братья. Их так и называли (и продолжают до сих пор): «белорусский гамсахурдия» и «грузинский позняк». И именно полицайский бчб, вытащенный и легализованный тогда позняками, стал символом белорусского мятежа 2020 года.

А на Украине были бандеровец Кравчук, женатый на американке Ющенко, и теперь примкнувший к ним Зеленский. Их тоже и так же радостно приветствовали толпы, сияли восторженные лица. Точно так же лунали «сцягi» и адреналин принимался за энтузиазм. Счастливое будущее казалось — рядом, само, не унести будет.

Не одурманенные и оттого трезвые Южная Осетия и Абхазия заявили: ну, тогда мы сами. И пролилась кровь. Теперь не видно, как в обозримом будущем еще 40 лет назад гулявшие на одной свадьбе люди смогут даже просто поговорить.

Ровно так же, когда опьяненный Киев решил рвануть в ЕС «валасы» назад, разумный Донецк и подаренный Крым ответили: без нас. Снова пролилась кровь. И ровно так же: чем больше проходит лет, тем очевиднее, что перед нами кристаллизуются разные государственные образования. Со все резче отличающимися народами.

Что непонятно? Из ближайшей к нам очевидной истории — которая часть? Пришли бы к власти в Беларуси невероятные под бчб — все случилось бы по аналогии. И кровь, и развал государства, и все остальные прелести олигархического капитализма на далекой (и дешевой) окраине глобального евро-американского империализма.

Склянки

Склянки, которые в заголовке, — это промежуток времени на флоте. Сигнал завершения очередного и начала следующего этапа.

Так вот, в Беларуси склянки в очередной раз пробили, когда невероятный айтишник застрелил офицера КГБ. Белорусское общество, евро-американцы, заклятые соседи и братья-друзья — все отфиксировали: невероятные начали в белорусов стрелять.

Это — кровь.

Как раньше, уже не будет, склянка отбита. Говорить банкирам и хозяйственникам, воротилам и крупным чиновникам, что сделан очередной шаг по разделению нашего общества, излишне. Прозрачно и понятно: есть белорусы, которые хотят сохранить свою страну и свое государство. И есть невероятные, которые начали в них стрелять. Следовательно, очень скоро сам собой встанет вопрос: на чьей стороне?

На чьей стороне ты живешь, растишь детей, заботишься о своих стариках, встречаешься с друзьями, любишь подруг? На этой — народной, белорусской, нашей? А работаешь ты — на чьей стороне? И что еще немаловажно — на какую сторону? А по конечному бенефициару?

Тем, кто завозился, думал, «пронесет» или «само рассосется», стоит срочно менять стратегию своего бизнеса. Все то же самое — и понты, и прибыль, и социальная ответственность, — но чтобы не вели на Запад жизненные артерии или, еще хуже, там лежали золотые яйца. С кощеевыми иглами делового бессмертия внутри.

Ведь наступит момент — вот стопудово наступит! — когда западники перекроют вам артерию или защемят яйца так, что, лавируя, неизбежно окажешься на той стороне. Там, где готовы и пить белорусскую кровь, и лить ее.

Не ждите, пока склянки пробьют по вам.

Поэтому теперь я буду живо интересоваться всеми новостями так лихо поступившего со мной банка. А 3 доллара и 82 цента оставлю как залог того, что могу за ними вернуться.

В любой момент. Не дай бог, накипит.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter