Бандиты получили свое
Как мы уже сообщали («Р» от 30.06.2005 г.) Витебский областной суд на выездном заседании вынес приговор четверым жителям Полоцка. за пять месяцев, что длились слушания по обвинению криминальной четверки в бандитизме, опрошено более ста свидетелей, 34 потерпевших. Четыре с половиной часа понадобилось судье Витебского областного суда Леониду Петрову, чтобы зачитать все эпизоды преступной деятельности полоцкой четверки и огласить приговор.
Как мы уже сообщали («Р» от 30.06.2005 г.) Витебский областной суд на выездном заседании вынес приговор четверым жителям Полоцка. за пять месяцев, что длились слушания по обвинению криминальной четверки в бандитизме, опрошено более ста свидетелей, 34 потерпевших. Четыре с половиной часа понадобилось судье Витебского областного суда Леониду Петрову, чтобы зачитать все эпизоды преступной деятельности полоцкой четверки и огласить приговор.
На протяжении почти двух лет банда, созданная Александром Бурденко (1974 г.р.) и Сергеем Пугачевым (1972 г.р.), в нее также входили ранее судимые Сергей Астафуров (1970 г.р.) и Дмитрий Игнатович (1974 г.р.), терроризировала весь полоцкий регион.
Началом расследования их преступных деяний послужила страшная находка на 95-м километре дороги Россоны—Полоцк—Опочка. Лесник Александр Жолудев 11 сентября 2002 года обнаружил на своем рабочем участке труп мужчины. Позже Александр Сергеевич вспомнит, что несколькими месяцами ранее на месте захоронения в пять часов утра он и его коллеги видели странного парня. При появлении лесников он поспешил скрыться на автомобиле с пробитым колесом. Вскоре в районе все той же дороги было найдено тело еще одного мужчины. Экспертиза установила, что оба человека были убиты выстрелом в голову из пистолета Макарова. Оба трупа находились в стадии сильного разложения, но установить личность убитых помогли сотрудники ГАИ. На восьмой день после обнаружения первого тела российский автолюбитель сообщил, что в город Сланцы Ленинградской области не вернулся перегонщик автомобилей. Второй убитый, как выяснилось, жил в сорока километрах от этого же города. Все указывало на то, что в регионе появилась неизвестная в криминальной среде группа.
Следственная бригада под руководством следователя по важнейшим делам Витебской областной прокуратуры Евгения Гуляева упорно шла по ее следу. Сотрудники уголовного розыска несколько месяцев буквально ночевали на работе. Преступники делали все возможное, чтобы не быть пойманными. Перчатки, маски, рации, тщательно планировали нападения, читали специальную литературу. При обыске в квартире у одного из членов банды был обнаружен российский учебник по расследованию бандитизма. Но в схватке интеллектов победа оказалась на стороне правоохранительных органов. После месяца плотного наблюдения 13 ноября 2003 года трое участников банды были арестованы. Одного из главарей, Александра Бурденко, оперативники дома не застали. В его квартире был проведен обыск, изъяты некоторые вещи. Каково же было удивление милиционеров, когда вечером того же дня Бурденко сам пришел в городской отдел внутренних дел и потребовал назад изъятые вещи и деньги. Аттракцион невиданной жадности и наглости не удался: Бурденко отправился за решетку.
Примечательным было задержание еще одного члена банды – Сергея Астафурова. В его квартире была устроена засада, еще одна группа оперативников ждала на улице. Звериным чутьем Астафуров почувствовал опасность и в последний момент спрятался в ящик для хранения картофеля. Дрожа от страха, он провел в нем более двух суток. Когда его все же обнаружили, он с трудом передвигался и выпил залпом два литра воды.
На руку следствию сыграл факт длительного скрытого наблюдения за группой. Задержанные, теряясь в догадках, что же известно следователям, открывали все новые и новые эпизоды своей преступной деятельности. Каждый старался свалить вину на другого. Кражи, разбои, убийства. В Новополоцке преступники напали на семейную пару. Средь бела дня, а точнее в 14.30, в подъезде девятиэтажного дома началась настоящая перестрелка. Когда пара выходила из лифта, преступник в маске трижды выстрелил в них из пистолета Макарова, второй стрелял из самодельного револьвера. Раненый мужчина отбивался удочками, жена с пулей в животе отстреливалась из газового пистолета. Двери лифта закрылись, и преступникам не удалось завладеть четырьмя тысячами долларов США. Благодаря оперативной помощи врачей супруги остались живы, а преступники скрылись по заранее подготовленному маршруту – через чердак и крышу.
На следствии Бурденко и Пугачев признались в четырех убийствах. Помимо двух водителей-россиян, они лишили жизни двух девушек. Было это в 2001 году. Жертвами девушки стали из-за золотых украшений, которые были на них. Приглашение прокатиться с симпатичными парнями на их «вольво» в обоих случаях, удар по голове в первом эпизоде и удушение ремнем во втором. Место захоронения задушенной девушки Бурденко и Пугачев показали, вторую жертву так и не нашли. Оба твердят, что были пьяны и не помнят, где закопали тело. Золотые украшения поделили между собой.
Среди объектов преступных посягательств банды — офисы крупнейших полоцких фирм, государственные учреждения, магазины, дома, квартиры, дачи граждан, городская поликлиника, музыкальная школа. Список похищенного огромен. Брали все, от денег и оргтехники до тарелок и занавесок.
К моменту задержания бандитам уже стало тесно в рамках полоцкого региона.
В Столинском районе Брестской области они успели ограбить фермерское хозяйство. В суде обвиняемые меняли показания. Заявляли, что предыдущие сведения из них «выбили», адвокаты указывали суду на «ошибки» следствия. В своем последнем слове Сергей Пугачев вспомнил даже прокурора Вышинского.
После тщательного разбирательства Витебский областной суд признал всех четырех виновными в бандитизме и приговорил Сергея Астафурова к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, Дмитрия Игнатовича к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, Александра Бурденко – к пожизненному заключению, Сергея Пугачева к исключительной мере наказания – расстрелу. Имущество осужденных согласно приговору должно быть конфисковано. Приговор в установленные сроки может быть обжалован в Верховном суде Республики Беларусь.