В условиях ограничений доля перевозок в страны ЕАЭС выросла до 55 %. Об этом рассказала заместитель генерального директора Ассоциации «БАМАП» Наталия Высоцкая. По ее словам, по ключевому показателю – экспорту услуг грузового автомобильного транспорта, снижение за 2022 год хоть и имеет место, но оно не является значительным.
Иллюстративное фото
– Чтобы ситуация была понятна лучше, можно сказать: данные, о которых уже известно по итогам работы в январе-ноябре 2022 года, превышают, например, показатель объема экспорта услуг, полученного отечественными автотранспортными компаниями по итогам 2020 года, тоже, кстати, по-своему проблемного. Только тогда проблемы были вызваны началом пандемии COVID-19, введенными локдаунами и приостановкой производств в промышленном секторе во многих странах, трудностями с пересечением границ. Напомню, валютная выручка от работы грузового автотранспорта за 2020 год составила почти 1,4 миллиарда долларов США.
Она обратила внимание, что нынешние показатели достигнуты несмотря на то, что фактически с апреля 2022 года белорусские международные автомобильные перевозчики работают в условиях введенных санкционных ограничений со стороны Евросоюза.
– Сохранить работоспособность удалось в условиях, когда существенно изменилась региональная логистика, и белорусским транспортным компаниям приходилось, можно сказать, на ходу перестраивать направления перевозок.
Действительно, ограничения, введенные Евросоюзом в отношении отечественных международных автоперевозчиков, развернули вектор перевозок в диаметрально противоположном направлении – с запада на восток и юг, то есть в направлениях, в которых устремилась практически вся логистика поставок внешнеторговых грузов. В динамике изменения показателей транспортной деятельности этот разворот выглядит следующим образом. Если по итогам работы за 2021 год в направлении европейских стран отечественными международными перевозчиками было выполнено более половины всех перевозок, в направлении стран ЕАЭС – 46 %, а на страны Азии и Закавказья приходилось всего 2 %, то по итогам II–III кварталов 2022 года, работа в которых строилась уже в условиях ограничений, доля перевозок в страны ЕАЭС выросла до 55 %, а в страны Азии и Закавказья достигла 6 %.
Она отметила, что за достаточно короткий промежуток времени, прошедший с момента введения ограничений, доля перевозок, выполненных в страны Азии и Закавказья, увеличилась в 3 раза в общем объеме.
– Так, например, количество грузовых перевозок автомобильным транспортом в Азербайджан выросло почти в 4 раза, в Иран – более чем в 4,5 раза, в Турцию – в 2,5 раза.
Понять, насколько эффективно сработали автотранспортные предприятия в прошлом году, помогает анализ еще одного важнейшего экономического параметра – рентабельности работы.
– И если во II квартале 2022 года этот показатель опустился ниже нулевой отметки и достиг –3 %, то уже через три месяца, по итогам работы в III квартале, он, развернувшись, едва не дотянулся до положительных значений, а по итогам работы в январе–сентябре 2022 года составил порядка 3 % (со знаком «плюс»).
Но, пожалуй, самым главным достижением в сложившихся в 2022 году обстоятельствах можно назвать сохранение трудовых коллективов: хотя проблемные вопросы обеспеченности кадрами (в первую очередь, водительскими) и прежде имели место, а с введением санкций объективно обострились, тем не менее отечественным перевозчикам удалось не допустить ситуации, при которой эти проблемы приобрели бы существенный для сферы международных перевозок характер.
В целом, можно сказать, что снижение объемов транспортной работы международных автомобильных перевозчиков в 2022 году не имело тех масштабов, какими они представлялись участникам рынка в апреле прошлого года. Значительного снижения показателей транспортной деятельности не произошло благодаря мерам поддержки транспортной отрасли со стороны государства.
Подробнее о работе международных автомобильных перевозчиков в прошлом году читайте в завтрашнем номере газеты «Рэспублiка», а также на сайте sb.by.