Основной Закон страны должен помогать совершенствовать правовую систему и общественное устройство. Обновленная Конституция предлагает в перспективе существенные корректировки действующего законодательства и переформатирование взаимодействия органов государственной власти. Какие изменения могут затронуть систему государственной власти? Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Егоровым, членом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству.
Единое взаимодействие
— Через месяц белорусы определят, каким они видят будущее страны. Насколько, на ваш взгляд, референдум способствует консолидации общества?— У нас сложилась традиция по основным вопросам советоваться с народом. В ходе работы диалоговых площадок, общественных приемных, встреч с трудовыми коллективами и общения с людьми становится понятно, что жители нашей страны положительно оценивают предлагаемые изменения Конституции. Мы видим, что общество готово к изменениям.
— В проекте новой редакции Основного Закона предлагается придать Всебелорусскому народному собранию конституционный статус высшего представительного органа народовластия. Почему это важно?
— Не раз приходилось слышать и такую точку зрения, что ВНС будет дублировать Парламент, ведь в проекте Конституции прописано, что и тот и другой — представительные органы власти. Мне видится такое развитие событий: Парламент останется законотворческим и представительным органом, а ВНС будет выполнять только представительные функции. Ряд полномочий, которые предлагается придать этому высшему органу народовластия, будет основываться на формулировании стратегических задач в области общественного развития, государственного строительства, соблюдения социальных гарантий. Такой подход способен обеспечить необходимый баланс в регулировании отношений «гражданин — общество — государство».
Выбрать свой путь
— Готовясь к работе над изменениями нашей Конституции, мы изучили ход подготовки и принятия поправок в Основные Законы различных стран. Применим ли их опыт к нам?— Безусловно, мы будем учитывать мировой опыт, но не следует забывать, что у нас своя история и традиции. В 2020 году за поправки в Основной Закон голосовали и в России. Конечно, можно провести много параллелей в белорусском и российском конституционном строительстве. Та же обязательность различных социальных гарантий — это базовый фундамент для устойчивого развития общества. Но с точки зрения государственного устройства у наших восточных соседей свой путь развития, свои устои, и полностью копировать их путь не стоит. Хотя, конечно, некоторые юридические моменты у нас совпадают — это сроки управления страной для Президента, повышение возрастного ценза для Главы государства. Но эти моменты не меняют права и обязанности.
Мы можем заимствовать институты франчайзинга, факторинга из имущественной сферы и посмотреть, они приживутся либо нет. Тот же брачный контракт. По своей сути соглашение помогает решить спорные моменты при разводе, но у нас, например, стали с его помощью прикрывать другие сделки. Но для Конституции такие заимствования неприемлемы.
— При поддержке гражданами на плебисците конституционных поправок работа на этом не закончится. Какие вопросы после проведения референдума будут прорабатываться в законодательстве и сколько это займет времени?
— Суть не в прописном наборе прав и обязанностей, а в реализации возложенных функций. В свое время я предлагал внести в законодательство право на управленческую ошибку. Нужно понимать: всем нам свойственно ошибаться. Тот же просчет может быть непреднамеренным, обусловленным, например, отсутствием опыта, недопонимаем ситуации. Если мы внедрим в законодательство данный институт, он даст возможность смелее принимать решения на местах. И тогда вопросов о перенаправлении, изъятии полномочий не возникнет: руководитель станет более свободным и раскрепощенным в своих решениях, а не будет бояться дамоклова меча юридической ответственности. Но эти моменты требуют детальной доработки, чтобы не выйти за пределы того же коррупционного законодательства и т.д.
Также я бы обратил внимание на совершенствование законодательства, регулирующего имущественные отношения в обществе. В Парламенте находится проект изменений в Гражданский и Банковский кодексы. Необходимо, чтобы Гражданский кодекс стал своеобразной экономической Конституцией. По сути, у нас множество декретов, указов, за которыми мы не можем рассмотреть законодательный акт, содержащий нормы гражданского права.
Конечно, на становление нашей правовой системы повлияли различные факторы. Например, из англосаксонской правовой системы мы позаимствовали в том числе трастовые (доверительные) отношения, при которых имущество, первоначально принадлежащее доверителю, передается в распоряжение доверительного собственника. Но практика показывает, что такие операции пока не получили такого развития, как за рубежом.
Большой блок изменений затронет конституционные законы. В отдельном документе необходимо будет определить статут ВНС — как он будет формироваться, какие делегаты его представят, какие полномочия на них будут возложены.
Миссия безопасности
— Изменения в Основной Закон страны помогут выстроить государству более эффективную систему противодействия деструктивному вмешательству извне?— Напомню: мы голосуем за изменения в Конституцию, а не принимаем новый документ. Все права и обязанности нашей страны как субъекта международного права сохраняются в полном объеме на мировой арене, включая установленные и созданные дипломатические и консульские отношения с другими участниками. Конечно, любая Конституция определяет характер внутреннего устройства общества, политической системы — по сути, из этого и состоят международные аспекты, в том числе система безопасности. Когда мы голосуем и принимаем Конституцию и она, по оценкам экспертов, не противоречит правилам высшей юридической силы, так называемым нормам jus cogens, то все мировое сообщество должно признать наш Основной Закон.
Попытки нарушения границ, вмешательства во внутренние дела должны квалифицироваться с точки зрения нарушения норм международного права. Изначально оно формировалось как добровольное создание положений, которые государство добросовестно выполняет. Но реальность изменилась. Мы видим на примере ОДКБ, как государства выстраивают линию защиты внутри международной организации регионального характера. Это подтверждают события в Казахстане. Такой подход демонстрирует единство организации, готовность государств вместе принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности нашего общего оборонного пространства.
Устранить правовой нигилизм
— Что необходимо для повышения правовой культуры и правовой грамотности общества?— К сожалению, у нас сильны традиции правового нигилизма. В этом плане хотелось бы, чтобы уровень правосознания наших граждан повышался. Чтобы у каждого было понимание того, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Многие привыкли смотреть на право как на определенную кару. В сознании закрепился стереотип — за нарушение обязательно должны наказать. Но право существует для того, чтобы регулировать нормальные отношения в обществе. Например, как заключить договор, выстроить схему регистрации предприятия и многое другое.
В Гражданском кодексе необходимо заложить принцип добросовестности исполнения обязательств. Когда мы будем садиться за стол переговоров и думать о важности заключения сделки, чтобы получить эффект от ее применения, а не о том, как обмануть контрагента, тогда произойдет переворот сознания и право не утратит своего первоначального смысла.
Конечно, охранительную функцию права необходимо сужать, а регулятивную — расширять. Например, мы получаем квитанции, извещения, где в самом начале фигурируют слова о наказании — но большинство граждан у нас ответственные и исполнительные. Тогда право и становится в глазах многих синонимом страха и наказания. А право должно помогать. И тут вопрос не в сумме знаний, а в исполнении. Почему сейчас США трясет от социальных конфликтов, неурядиц? Долгое время там придерживались расхожего высказывания: парламент для того, чтобы создавать законы, а юристы для того, чтобы уметь их обходить.